Top.Mail.Ru

Когда понизятся цены на бензин в России

Совет Федерации на этой неделе направит в правительство свои предложения, как разрешить топливный кризис
Цены на бензин в России стабилизировались, но мер правительства недостаточно, чтобы избежать резкого удорожания топлива в будущем. Сенаторы остались недовольны прогнозами ФАС и Минэнерго — в Совете Федерации направят в правительство пакет своих предложений, как скорректировать экономическую модель в нефтепереработке.

ФАС использовала весь свой арсенал воздействия
На заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике 19 июня было жарко — исполнительная власть представила сразу два доклада с анализом причин, почему в последние два месяца бензин резко подорожал (компании подняли планку аж на 13 процентов), и как избежать галопирующего роста цен на топливо в будущем? Поручение парламентариям разобраться в ситуации было дано лично спикером палаты регионов Валентиной Матвиенко.

Замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что с февраля этого года ФАС «использовала весь арсенал воздействия на участников рынка», чтобы остановить рост цен на топливо. Это и уголовные дела в отношении нефтяных компаний, и активизация биржевой торговли топливом по цене, которую устанавливают независимые покупатели, а не сами компании. «В целом в России цены на топливо в 2,5-3 раза ниже, чем в Европе, и в полтора раза ниже, чем в Китае и соразмерны с ценами в странах СНГ», — заметил Анатолий Голомолзин.

Говоря о причинах, он сказал, что ранее предполагался налоговый манёвр — снижать пошлины на экспорт нефтепродуктов и одновременно снижать акцизы на них, что стимулирует приход нефтепродуктов на внутренний рынок. Однако акцизы были увеличены за последние два года в два раза — изначально они планировались на уровне 5-6 тысяч рублей за тонну бензина, то по факту они составили 11-12 тысяч рублей за тонну! По мнению руководства ФАС, это оказало существенное давление на цены. И одна из мер Правительства, предложенная антимонопольщиками, — с 1 июня акцизы на тонну бензина и на тонну дизельного топлива были снижены на 3000 рублей и 2000 рублей соответственно. Сейчас ситуация стабилизировалась — если в начале июня отмечался некоторый рост цен на бензин, то сейчас они остановились», — сказал Анатолий Голомолзин.
Чтобы не допустить резкого роста цен в будущем в ФАС предлагают увеличить объёмы фьючерсных торгов на бирже ( на полгода-год вперёд) — так проблему цен на бензин решали в Китае, а между российской и китайской нефтяными биржами уже заключено соглашение о сотрудничестве. Второй шаг — завершить историю с законом о так называемом гибком акцизе. «Это даст нам возможность при повышении цены на внешних рынках оперативно снижать акцизы, чтобы мировые цены не стали наказанием для российского потребителя. Если же цены в мире снижаются, то мы повышаем акциз», — пояснил Анатолий Голомолзин.

Минэнерго: поставки бензина на рынок России — убыток для компаний
Стоит отметить, что решение Правительства вместе с нефтяными компаниями зафиксировать цены на топливо на уровне цен 30 мая, а также снизить акцизы экспертами оцениваются как меры беспрецедентного вмешательства. На них пошли из-за того, что скачок стоимости на нефтепродукты обусловлен сразу несколькими факторами, сошедшимися в одно время. Так считают в Минэнерго, о чём сенаторам поведал замминистра энергетики России Павел Сорокин. По его словам, этими факторами являются рост акцизов, фиксация курса рубля и рост мировых цен на нефть, а также санкции США в отношении России, Ирана и падение добычи нефти в Венесуэле.
Павел Сорокин пояснил, что снижения акцизов в России в 2013 году не произошло из-за кризиса в экономике страны. Он признался, что сейчас действуют условия, при которых поставлять бензин на внутренний рынок убыточно для компаний. Вместе с тем ситуация с запасами топлива в стране нормальная. «Компаниям доведены жёсткие указания держать уровень резервов топлива не ниже уровня прошлого года — в течение летнего периода. Сейчас мы работаем над тем, чтобы бюджету и компаниям совместно нести риски при изменении динамики цен на топливо — 50 на 50. Это означает не только одинаковые расходы, но и равные доходы, которые пойдут в бюджет, и за счёт которых можно будет компенсировать рост цен на рынке».
Реклама
Однако в Минэнерго честно заявляют — стабилизация цен не означает, что «организм» здоров. «Мы считаем, что принятых мер достаточно, чтобы обеспечить снижение оптовых цен на бензин. В перспективе принятых Правительством по инициативе Минэнерго мер хватит для того, чтобы рост цен не превышал темпы инфляции», — сказал Павел Сорокин. А ещё он дал понять — кабмин готов использовать даже те инструменты, которые используют в крайних случаях и которые использовать не очень хочет. Например, повышение экспортной пошлины на нефть, чтобы компаниям стало мало выгоды от торговли на внешних рынках.

Совет Федерации: нужен «коридор» цен
Между тем сенаторы остались недовольны предложениями представителей ФАС и Минэнерго о том, как не допустить скачков стоимости топлива в РФ в будущем. Как заметил председатель экономического комитета палаты регионов Дмитрий Мезенцев, акцизы на нефтепродукты — это прежде всего доходная часть региональных бюджетов. И работая только по этому направлению, вряд ли удастся снять негатив с настроения россиян. «В регионах люди недоумевают — почему в стране с огромным нефтяным ресурсом цены на топливо галопировали в течение двух месяцев, а стабилизировать ситуацию помогло только беспрецедентное вмешательство Правительства? Мы сами смеёмся над собой, что у нас зима приходит каждый раз неожиданно. Вот и прогноз ситуации на топливном рынке России апреля — мая можно было сделать в январе — феврале, — считает он. — А сейчас в аргументах коллег из министерств мы не видим прогноза ситуации хотя бы до конца года. Как не видим и гарантий, что меры Минэнерго предотвратят скачки цен на бензин в будущем».
Более жёстко высказался сенатор Владимир Долгих, раскритиковавший подход федеральных ведомств к ситуации. «Мы услышали, что ФАС принимает какие-то меры с февраля — почему же в мае всё равно мы имеем нетерпимую ситуацию с ценами на нефтепродукты, которая захватывает всю страну? Экономические меры регулирования в данном случае в избытке — неужели в Правительстве никто их не видит? А сейчас, когда всё уже стряслось, мы начинаем устраивать экономические кордебалеты — акцизы, мировые цены, курс рубля… Это безобразие — в тот момент, когда о защите национальных интересов говорит президент, говорит парламент, Правительство «отвечает» скачком цен на бензин и законопроектом о повышении пенсионного возраста!», — заявил парламентарий.
С ним согласен сенатор Юрий Важенин: парламентарий указал одну из ключевых причин скачка цен, о которой почему-то не упомянули представители Минэнерго и ФАС — оптовая цена на нефтепродукты возросла с 2010 года в три раза! «Государство должно установить коридор цен при поставках сырья на российские нефтеперерабатывающие заводы. Иначе регулирование проблем в нашей энергетике по-прежнему будет выглядеть как кампанейщина, а не системная работа», — считает он.
В свою очередь, замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров сравнил ситуацию на топливном рынке с кризисом в пригородном железнодорожном сообщении, который сложился несколько лет назад. «И тогда, и сейчас пришлось вмешиваться президенту. А когда стали разбираться с электричками, оказалось, что была не сбалансирована самая элементарная экономическая модель — обнаружилась дыра в бюджете пригородных перевозок! И здесь, с топливом, мы наблюдаем то же самое — нас убеждают, что сверхдоходы от цены на нефть и газ (всё, что свыше 40 долларов за баррель. — Прим. ред) должны ложиться в Резервный фонд, и не могут идти на поддержание реального сектора национальной экономики, потому что инфляция будет расти. Необходимо менять такую модель — все страны успешно регулируют эти вопросы», — считает он.
«Мы не удовлетворены аргументами исполнительной власти», — констатировал Дмитрий Мезенцев. В Совете Федерации намерены вернуться к обсуждению этой темы через месяц, но уже с приглашением ряда губернаторов. А в ближайшие два дня экономический комитет палаты подготовит пакет предложений по решению ситуации на топливном рынке России, которые будут направлены руководству Минэнерго.

pnp.ru

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика