На Камчатке строго следят за обеспечением сирот жильём, напомнили в прокуратуре
За период с 2010 по 2017 год в крае обеспечено жильем более 1200 граждан указанной категории. На эти цели из федерального и краевого бюджета ежегодно выделяется свыше 300 млн рублей.
В настоящее время в едином по Камчатскому краю списку лиц детей-сирот в возрасте от 14 лет и старше, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма после 18-летия, состоит 498 человек.
В 2018 году жильем должно быть обеспечено 122 человека и органы прокуратуры строго за этим следят. Объем финансирования составляет 324 млн рублей.
Ранее для всех лиц, состоящих в списке, приобретались квартиры, часть из которых пустовала, пока молодой человек проходил службу в вооруженных силах, заканчивал обучение и проживал в общежитии или потребность в жилье возникала позже по другим причинам. С этого года объем бюджетных ассигнований напрямую зависит от численности нуждающихся, заявивших о намерении получить жилое помещение в соответствующем календарном году.
Это стало возможным благодаря совместной работе прокуратуры Камчатского края и уполномоченных органов исполнительной власти края по совершенствованию регионального законодательства, разработке и принятию постановления Правительства Камчатского края № 323-П от 02.08.2017, изменившего порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Принятые меры способствовали решению ряда задач. Устранена очередность при обеспечении жилыми помещениями, с 2018 года вводится практика приобретения квартир для лиц, подлежащих обеспечению в следующем календарном году.
По состоянию на 1 июля текущего года органами местного самоуправления освоено 62 % перечисленных бюджетных ассигнований, заключены договоры специализированного найма с 51-м нанимателем или 42 %, приобретено и включено в состав специализированного жилищного фонда 41 жилое помещение, что значительно выше, чем за такой же период в предыдущие годы. Тем не менее, остается ряд сложностей, и одной из самых серьезных является проблема ограниченного предложения жилья на рынке недвижимости остается.
В целях ее разрешения по предложению прокуратуры края в региональное законодательство внесены изменения, позволяющие органам местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий приобретать жилье на вторичном рынке большей площади, чем установлено нормативами (с учетом членов семьи), приобретать квартиры, находящиеся в ненадлежащем состоянии и производить их ремонт, приобретать жилые помещения по договорам долевого участия в строительстве жилых домов.
В 2018 году все эти возможности реализуются, что позволяет увеличить темпы освоения бюджетных ассигнований и повысить качество предоставляемых жилых помещений.
Несмотря на положительные результаты, прокуроры продолжают выявлять нарушения закона, которые ущемляют или могут привести к нарушению жилищных прав сирот.
Не во всех муниципальных образованиях своевременно проводятся мероприятия по закупке жилья в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, что приводит к несвоевременному предоставлению квартир.
Имеются факты бездействия и ненадлежащей работы органов опеки и попечительства по выявлению и учету нуждающихся, сбору документов для формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в том числе нарушение установленных сроков и порядка направления представлений, отсутствие необходимого пакета документов, невыяснение обстоятельств, препятствующих проживанию сироты в закрепленном за ним жилом помещении.
Например, прокуратура города Петропавловска-Камчатского выявила нарушение прав несовершеннолетней, находящейся под опекой в г. Москва. В Петропавловске за ней закреплено жилое помещение. Вместе с тем квартиру, куда она должна поселиться после 18-летия, органы опеки не обследовали (оказалось, что она находится в неудовлетворительном санитарном состоянии), не установили, что площадь жилого помещения, в случае ее вселения, будет менее учетной нормы, и главное, в квартире проживает ее отец, лишенный родительских прав, что исключает возможность совместного проживания. По данному факту в начале июля главе городского округа внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Всего за последние четыре года (2014-2018) прокурорами инициировано проведение 32 проверок, по результатам которых восстановлены права 44 лиц, все они включены в список нуждающихся и получили жилье. В превентивных целях представитель прокуратуры края в качестве наблюдателя участвует в заседаниях комиссии Министерства образования и молодежной политики при формировании списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следует отметить, что постоянный надзор и меры прокурорского реагирования дают положительные результаты — нарушений становится меньше. В первом полугодии выявлено 16 нарушений, в 2017 г. – 50, 2016 г. – 65, многие проблемные вопросы решаются совместными усилиями прокуратуры края и уполномоченных органов.
Так, по состоянию на 1 июля остаются не обеспеченными жилыми помещениями 26 граждан из списков 2014-2017 годов, в том числе в Тигильском муниципальном районе 7, в пгт. Палана — 4, в Усть-Камчатском районе – 5, в г. Петропавловске-Камчатском и Олюторском районе – по 3 человека, в Елизовском районе – 2, в Вилючинске и Карагинском районе – по 1 человеку.
Основные причины, по которым граждане так и не вселились в выделенное им жилье, — отказ от предложенного жилого помещения и заключения договора, фактическое отсутствие получателя по месту жительства, его розыск, осуждение к лишению свободы, прохождение военной службы. В этой связи будут продолжены мероприятия по установлению местонахождения отсутствующих, организации их розыска, выяснению причин отказов, проведению разъяснительной работы о порядке предоставления гражданам квартир.
Кроме того, во втором полугодии 2018 года истекают сроки действия 156 договоров найма специализированного жилого помещения, заключенных в 2013 году. Органы прокуратуры будут проверять деятельность органов местного самоуправления по установлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации лицам, проживающих в предоставленных им квартирах, а также законность решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, либо о заключении договоров социального найма, заключения договоров специализированного найма на новый пятилетний срок.
Напоминаем, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, в отдельных случаях ранее этого возраста, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (сейчас эти государственные полномочия переданы органам местного самоуправления) обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) их распоряжением, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются вышеуказанные лица, достигшие возраста 14 лет.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган власти, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с вышеуказанными лицами договор социального найма.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Добавить комментарий