Top.Mail.Ru

Известная парижанка Клодин Дори нашла второй дом в Хабаровском крае

Впервые познакомившись с русскими, фоторепортер из Франции Клодин Дори решила было, что народ мы замкнутый, не отзывчивый, хмурый. Но стоило ей однажды побывать на Дальнем Востоке, как впечатления изменились кардинально. Неблизкие и отнюдь не дешевые путешествия из Парижа в северные районы Хабаровского края она совершает, чтобы еще раз пообщаться и запечатлеть замечательных людей. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» взял у лауреата мировых фотопремий эксклюзивное интервью. Об этом передает ДВ-РОСС.

Фотографическая мечта

Поговорить с мировой знаменитостью нам удалось, когда она возвращалась из Ульчского района проездом через Хабаровск.

— Я родилась в тихом провинциальном городке Блуа, родители держали лавку, скупали у местных фермеров овощи, — вспоминает Клодин. – Деревенская жизнь мне казалась невероятно скучной. С детства мечтала выбраться из этой глуши в столицу, в Париж и там работать фотографом. Непременно фотографом.

После окончании школы была учёба на факультете журналистики в университете Тура – родного города писателя Оноре Бальзака. И вот она мечта – Париж. В столице Франции Клодин поработала в популярном агентстве «Гамма», затем несколько лет в газете «Либерасьон».

— В СССР я была дважды, но только пролётом. Через Москву ездила в командировки в Бирму и Никарагуа в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, — объясняет Клодин. – Меня просто поразили ваши люди. Все мне показались какими-то подозрительными. При общении со мной – иностранкой – у всех словно стена возникала. Абсолютно каменные лица.

Амур – это любовь

Настоящую Россию Клодин открыла для себя в переломном для нашей страны 1991 году. Иностранных журналистов пригласили в пресс-тур по далёкому Амуру. Тогда-то и пригодились азы русского языка, которые им давали в школе. Во времена ее отрочества знать русский язык во Франции считалось модным.

С этого большого путешествия по великой реке от забайкальской Покровки в месте слияния Шилки и Аргуни до Николаевска в Хабаровском крае и начался большой роман француженки с русским Дальним Востоком.

— Это были невероятные впечатления, я была просто поражена от одного вида вашего Амура! Такие просторы, такие красоты! Разве наши Сена с Луарой могут сравниться с этим? – делится эмоциями Клодин. – И люди тут на самом деле вовсе не такие, каких я в первые свои поездки по России встречала в Москве за много лет до этого. Да, тогда для местных жителей были особенно тяжёлые времена, не хватало продуктов, Россия переживала переломный период. Но люди, с которыми я встречалась в первом путешествии по Амуру, были невероятно отзывчивые, открытые.

Во время той поездки Клодин удалось посетить национальное село Сикачи-Алян под Хабаровском. Знакомство с нанайцами, с их самобытной, но в то время уже почти утраченной культурой, открыло новую страницу в творчестве французского фоторепортёра. Клодин задумала, а через несколько лет осуществила свой первый большой проект – Peuples de Siberie, что на русский переводится «Люди Сибири».

— Понимаете, французы не знают такого понятия, как Дальний Восток. Для них всё огромное пространство от Уральских гор до Чукотки и Камчатки – это всё Сибирь, — объясняет Клодин Дори.

На Амуре и в других регионах востока России француженка задумала повторить то, что на рубеже XIX – XX веков сделал американский фотограф Эдварт Кёртис. Он много лет путешествовал по прериям и лесам Дикого Запада и Аляски, составляя фотолетопись последних племён индейцев.

В Хабаровский край Клодин снова отправилась в 1997 году с двухлетней дочерью с русским именем Саша и стареньким плёночным фотоаппаратом Лейка М6. Два сезона парижанка жила и работала бок о бок с коренными жителями Амура в Верхнем Нергене, Булаве. Снимки, подражая Кёртису, Клодин делала только черно-белыми. Добивалась максимальной документальности. Только жизнь, всё только по-настоящему. Помимо низовий Амура парижанка побывала на Чукотке и Камчатке, в Эвенкии и на Ямале. В 1999 году она издала свою первую монографию, посвящённую коренным жителям Дальнего Востока и Сибири.

Второй дом

Потом у Клодин Дори были другие документальные проекты. За цикл о постсоветском Артеке, где она показала жизнь современных «пионеров» как она есть, без парадности и всяких прикрас, фоторепортёр получила массу негативных отзывов от отечественных блюстителей морали (мол, как можно показывать настоящую, неприукрашенную жизнь детей — с игрой в карты и т.д.) и самую престижную премию World Press. Это настоящий Оскар в мире фотографов.

Работала Клодин в Средней Азии, где создала цикл работ о жизни в современных Казахстане, Узбекистане, Киргизии и прилегающих районах западного Китая. На примере своей взрослеющей дочери Саши Дори рассказала языком фотопортрета о проблемах подросткового возраста. Но её всё сильнее тянуло на Амур.

— Вы знаете, за свои путешествия по Хабаровскому краю Нерген и Булава стали для меня настоящим вторым домом, — признаётся Клодин. – В конце концов я устала от документалистики. Ушла из репортёрства. Решила открыть новую страницу в своём творчестве. Хочу снимать кадр так, как чувствую себя в данный момент. Чтобы каждый снимок становился настоящим фильмом, в котором можно прочувствовать мою собственную душу.

Грант на новую поездку на берега Амура Клодин Дори получила во влиятельном французском институте Académie des Beaux-Arts. В этом году в Хабаровском крае уже была дважды: весной и этим летом.

— Это было моё возвращение. Я вновь посетила людей, которые были героями моих фоторепортажей почти двадцать лет назад! – добавляет Клодин. – Это были незабываемые встречи. Сколько изменилось за это время! В Нергене я попала на свадьбу сына моего друга Славы Гаера. А я ведь помню его ещё совсем маленьким мальчишкой!

В Верхнем Нергене Клодин с сопровождающей её в поездке хабаровчанкой Александрой Владимирской пришлось пожить в доме бывшей главы сельсовета Маргариты Каюковой. Да только пришлось сменить место жительства. Говорит, дом оказался с приведениями, призраки давно ушедших родственников хозяев жилища не давали спать по ночам.

В эту поездку по Амуру Клодин открыла для себя ещё одну точку на карте. Трое суток жила в семье нанайца с немецкой фамилией — Андрея Генбихнера — в крошечном селе Усть-Гур рядом с Вознесенским.

— Поначалу думали, француженка, подойдут ли ей наши деревенские условия? Оказалось, Клодин совершенно не притязательна к быту, — отметил Андрей. – За несколько дней показали ей наши заветные рыбацкие места на амурских островах. Замечательным человеком она оказалась, невероятно общительная. Научила моих детей секретам фотографии.

С собой в поездке у Клодин была старенькая, безотказная камера Лейка с фотоплёнкой. Правда снимки дублировала и на профессиональный цифровик. Всё-таки век высоких технологий, да и обрабатывать кадры на компьютере намного проще.

Дома, в Париже она разберёт несколько тысяч сделанных за время своего возвращения во второй дом на Амуре кадров, чтобы подготовить для осенней выставки. А после обязательно издаст новый альбом о таких удивительных людях, живущих в Хабаровском крае. Это будет её вторая «Амурская одиссея».

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика