Передача объектов «Примтеплоэнерго» в частные руки разрушит отрасль
Свои доводы на этот счет приводит председатель Приморской краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Светлана Кожухарь.
— Светлана Владимировна, почему отраслевой профсоюз против возможной концессии объектов ЖКХ?
— Для нас главное, чтобы работники отрасли трудились в безопасных условиях, своевременно получали достойную зарплату, имели возможности вовремя проходить профосмотры, оздоравливаться. Все это обеспечивается коллективным договором и обеспечивается партнерскими отношениями с работодателями. Но при передаче объектов предприятия в частные руки обычно происходит другое: людей сокращают, они теряют защиту, колдоговоры больше не действуют. Мы не можем этого допустить.
Я регулярно общаюсь с коллегами из других регионов страны и знаю, как складываются похожие ситуации у них.
Теоретически все выглядит красиво и означает следующее: инвестору отдают, например, котельную. Он вкладывает средства в ее модернизацию, получает доход с оплаты от населения и через 10-15 лет отдает имущество в хорошем состоянии обратно государству. Но в то же время, согласно действующему законодательству, концессионеры не несут гарантированной ответственности перед жителями, что справятся с принятыми на себя обязательствами — обеспечат население качественными услугами и будут не только поддерживать существующую инфраструктуру ЖКХ в рабочем состоянии, но и заниматься ее модернизацией, находить на это средства.
Возможно, внеся определенные корректировки в законодательство, нужные гарантии можно получить. Пока же мы видим примеры обратного характера.
Мы проанализировали опыт других регионов, где предприятия нашей отрасли передали в концессию, и ничего утешительного не обнаружили. Везде проблемы — в Волгограде, Архангельске, Твери, Омске, Воронеже. В Томске, например, концессионером стала некая французская компания, после чего в городе начались перебои с водой, и попытки городского начальства найти и привлечь руководство к ответу успехом не увенчались.
В Калуге концессионное соглашение заключили с отечественной компанией «Росводоканал», и спустя некоторое время в городе случился кризис: бесконечные аварии, отключения воды. Об инвестициях в производственную базу предприятия и речи не было. В результате соглашение с частником было разорвано, но город дорого за это заплатил: компания потребовала вернуть многомиллионную упущенную выгоду.
Еще один пример. В 2012 году концессионное соглашение заключили в ООО «РВК-Воронеж» сроком на 30 лет. За это время численность работников предприятия сократилась с 3700 до 1900 человек. По данным, что предоставляет властям администрация предприятия, все инвестиционные мероприятия выполняются в запланированном объеме. Но у профсоюза на этот счет другие сведения. Сроки инвестирования неоднократно переносились, а все, что сделано за это время, выполнено за деньги предприятия.
Есть такой опыт и в Приморье. Во времена губернаторства Миклушевского Арсеньевский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» и котельные поселка Сибирцево Черниговского района уже отдавали в управление «частнику». Однако через несколько месяцев выяснилось, что «инвестор» и не собирался вкладывать средства в объекты теплоснабжения!
— И как теперь обстоят дела на этих котельных?
— В Арсеньеве в 2015 году функцию по теплоснабжению взяла на себя частная компания «ТЭК Арсеньев», но в августе прошлого года, в связи со срывом подготовки к отопительному сезону, руководство края расторгло с ней договор. Функции обеспечения тепло- и водоснабжением вновь перешли к «Примтеплоэнерго».
В Сибирцево «Примтеплоэнерго» делает заход уже в третий раз. В 2012 году оно приняло на себя все котельное оборудование поселка, отработало два сезона, восстановило оборудование, а затем глава поселения заключил договор с ООО «Живая планета», и «Примтеплоэнерго» пришлось уйти из поселка. Только вот вкладывать средства в систему теплоснабжения Сибирцево «Живая планета» не собиралась. Все котельные поселка за четыре года пришли в ужасающее состояние. И накануне нынешнего отопительного сезона, по решению руководства края, эти объекты в очередной раз передали краевому предприятию. Но вы бы видели их состояние!
Например, в котельной №18, которая снабжает отоплением большинство многоэтажных домов в центре Сибирцево, все котлы были нерабочими, из трех сетевых насосов работал только один, из трех питательных насосов также функционировал один-единственный. Системы шлакозолоудаления и топливоподачи были неисправны, из четырех фильтров химводоподготовки работали только два, — перечислять поломки можно долго.
Такая же картина была на двадцатой котельной, где не работали все пять котлов. А девятнадцатую, на которой «Примтеплоэнерго» до прихода «Живой планеты» установило полностью новое оборудование, и вовсе разобрали! Ее абонентов переключили на еле дышащую восемнадцатую.
Надо отдать должное руководству «Примтеплоэнерго» и золотым рукам наших работников, которые за два месяца смогли привести разрушенную систему теплоснабжения поселка в рабочее состояние. В котельные оперативно было установило новое оборудование стоимостью порядка 7 млн. руб., смонтированы дымососы, транспортерные ленты, объекты шлакозолоудаления, топочные полотна, пароводяные и водоводяные подогреватели, фильтры химводоподготовки. Только благодаря этому отопительный сезон в Сибирцево начался вовремя и проходит спокойно. Жители поселка благодарят «Примтеплоэнерго» за долгожданное тепло в своих домах и боятся возвращения частной компании.
— То есть, вы опасаетесь, что история может повториться в случае передачи объектов в частные руки?
— Мы не просто опасаемся, а уверены в этом. В то время как «Примтеплоэнерго» — стабильно работающее предприятие, в котором трудятся около 11 тысяч человек, зарплата сотрудникам выплачивается без задержек. Только за 2018 год предприятие погасило более 2 млрд. руб. кредиторской задолженности, снизив ее размер по сравнению с 2017 годом на 41%.
Более того, за успехи в управлении, модернизации, строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий КГУП «Примтеплоэнерго» был присвоен статус «Образцового предприятия ЖКХ».
Так стоит ли рисковать, отдавая объекты предприятия в частные руки? Ответ, на мой взгляд, очевиден.
Наша позиция по данному вопросу ни в коем случае не связана с чьими-либо коммерческими или политическими интересами. Мы глубоко убеждены: концессия для отрасли ЖКХ – это даже не скрытая приватизация, а банальный отжим из коммунальных предприятий всего, что только возможно, с последующим возвращением разоренного предприятия муниципалитету или региону. В результате подобного инвестирования жители скорее всего получат увеличение тарифов и количества аварий на трубопроводах и в теплосетях, а в итоге – разоренное предприятие, а сотни квалифицированных специалистов окажутся выброшенными на улицы городов и поселков края. Мы не можем этого допустить.
Добавить комментарий