В Сахалинской области продолжают действовать подпольные ячейки «Свидетелей Иеговы»
Религиозная организация «Свидетели Иеговы» (СИ) появилась в регионе в 1996 году, но только в 2006 была официально зарегистрирована. Она легально действовала вплоть до 20 апреля 2017 года, когда по решению суда была ликвидирована — вместе с «Управленческим центром» и остальными отделениями СИ в России. В августе секту признали экстремистской. На момент ликвидации региональная организация насчитывала шесть отделений, которые посещали около 1500 прихожан, около 30% из них — дети, в том числе дошкольного возраста.
По сообщению источника, несмотря на решение Верховного суда, секта свою деятельность не прекратила, а только ушла в подполье. Весь внутренний уклад, в том числе строгая многоуровневая иерархия, сохранились. Немного изменились методы вербовки новых членов, а также места проведений встреч. Сами собрания перешли на конспиративную основу.
Таким примером могут служить недавние обыски, состоявшиеся в Курильском, Невельском, Ногликском районах и областном центре. Под видом праздничных чаепитий, туристических слётов и бабушкиных посиделок адепты проводили свои собрания в постоянно меняющихся съемных квартирах. Во время одной из таких посиделок силовики застали невельчан, участвовавших в видеоконференции СИ, проходившей в Эстонии с помощью Skype.
— Оперативно-следственные мероприятия, в ходе которых оперативники выявили несколько десятков человек, нисколько не смутили адептов. Они отработали по заранее подготовленной инструкции действий при встрече с силовиками, которую мы также нашли в ходе обысков. Дали отказ от дачи показаний, а после сразу же сообщили своему руководству и опубликовали свою версию происходящего в СМИ и на своем сайте. Цель одна — сформировать мнение общественности о несправедливости к ним, якобы зверствам силовиков, добавляя к рассказу красочности и эмоциональности, — рассказал источник.
Внутренняя деятельность представителей секты представляет собой также строго отлаженный механизм. Региональную ячейку возглавляет председатель совета старейшин, ему подчиняется совет старейшин, следом идут надзиратели, пионеры, а низшей ступенью иерархии являются возвещатели. Именно последние являются миссионерами, привлекая в секту новых участников.
По информации от бывшего лидера одной из ячеек, раньше возвещатели ходили по квартирам и уговаривали людей, разными способами воздействуя на них и ища их слабые места, для того чтобы человек хотя бы раз пришел на собрание. Тогда с ним начинали работать более старшие адепты. Вся обработка новичка производилась по четким инструкциям, выданным руководителями и лидерами ячеек.
В наше время изменился только подход к поиску потенциальных членов секты. По квартирам больше никто не ходит, а приводят либо хороших знакомых, поддавшихся уговорам, либо откликнувшихся на информационные листовки с «цепляющими» за живое вопросами, рассказывают силовики.
При этом, пока готовился этот материал, в редакцию обратилась южносахалинка, нашедшая в своем почтовом ящике написанное от руки письмо от некой Татьяны. Очевидно, что она представитель запрещенной секты.
— Хорошо, что это письмо именно я нашла, а не ребёнок, — рассказывает соавтор Sakh.com.- Месяц назад был случай: днём звонок в домофон, спрашиваю кто. Женщина спросила, может ли мне задать вопрос, назвала своё имя Татьяна и начала говорить про счастье, семейные отношения и т.д. Тогда я ей ответила, что мне некогда. Потом через несколько дней опять звонок в домофон. И опять она же, сказала, что в прошлый раз мы с ней не договорили и начала говорить, что в книге написано… Я сразу поняла, что ей что-то нужно и задала ей прямой вопрос, чего она хочет. Больше она в домофон не звонила, но, видимо, решила написать письмо. А ведь могут кого-то и зомбировать своей сектой.
Новичку невозможно сразу попасть на собрание. Вначале ему приходится пройти многочасовой курс обучения у возвещателя. В ходе этого курса наставник знакомит новобранца с различными вопросами, учит его по специальной методичке, а также предлагает к изучению видео, статьи из журналов и литературу. При этом он пользуется исключительно электронными версиями документов и устройствами для их воспроизведения и передачи (планшетами, ноутбуками, телефонами).
В ходе таких встреч адепт присматривается к новичку, его проверяют на надёжность. К концу обучения новоиспеченного свидетеля приглашают на собрания, где знакомят с рядом правил, что можно и нужно, а что нельзя последователю учения.
— Одним из таких правил является запрет на переливание крови. Участник даже подписывает специальный документ, в котором отказывается от медицинской помощи. Несколько таких экземпляров сотрудники обнаружили в ходе обыска в Южно-Сахалинске. Свидетели отрицают все христианские праздники и не отмечают дни рождения, — отметил источник.
Ещё одним обязательным условием является внесение денежных пожертвований. Именно они наряду с финансированием из-за границы являются основным источником дохода и существования запрещенной организации. Собрания, даже в период запрещения, продолжают проводиться 3-4 раза в неделю. Перед их членами, как правило, представлены три корзинки для пожертвований. Каждый раз верующий должен жертвовать. Если кто-то не сдаст, после встречи надзиратель проводит с ним разъяснительную беседу.
— Когда человека приводили в ячейку и работали с ним, то мы не пытались сразу воздействовать на него, чтобы он мог давать какие-то денежные средства. Мы старались это сделать попозже, когда видели, что он готов приносить прибыль не только нашей ячейке, но и нашему обществу, — сообщил в интервью источнику бывший лидер одной из таких ячеек.
Признание организации экстремистской заставило руководство СИ кардинально пересмотреть способы проведения самих встреч, а также распространения информационных материалов. В деятельность иеговистов повсеместно внедряются современные технологии, которые позволяют тайно общаться членам ячеек из разных муниципалитетов области и страны, совместно просматривать религиозные видеоролики, подготовленные и распространяемые из-за границы.
Кроме того, в организации действует устоявшаяся форма отчетности. Так, каждую неделю руководители так называемых «домашних групп» зашифрованными фразами отчитываются перед куратором о количестве опрошенных граждан, прочитанных проповедей и просмотренных видеороликах. При этом используется специальное приложение для смартфонов. Еще одним любимым мобильным приложением у сектантов является постоянно обновляемая библиотека.
По словам бывшего последователя учения, выйти из секты очень сложно, но как только это случается, человек сталкивается с рядом трудностей при адаптации в обычной социальной среде. В особо тяжелых ситуациях люди попадают в психиатрические больницы. Также на отступников пытаются всё время воздействовать: приходят домой, уговаривают вернуться.
Также существуют и те адепты, которые не желают прекращать участие в запрещенной законом организации и уезжают из страны. По словам эксперта, там их ждет незавидная участь.
— В связи с запретом идет большой отток адептов из страны, при этом они теряют свой чин, который у них был в России. Начиная всё с самого начала, чуть ли не как рабы, разочаровавшись, многие потом пытаются вернуться обратно, но их так психологически обрабатывают, что не каждому это удается сделать, — отметила религовед в своем интервью источнику.
По результатам работы сотрудников правоохранительных органов Сахалинской области с начала года возбуждено одно уголовное дело в отношении лидера невельской ячейки СИ. По ряду фактов, выявленных в ходе оперативно-следственных мероприятий, ведётся доследственная проверка.
Ксения Семенова
ИА Sakh.com
Добавить комментарий