Золотой исход: самые богатые россияне покидают страну тысячами
Более половины (55%) частных накоплений в России сосредоточено в руках людей, чье состояние превышает миллион долларов, говорится в исследовании Global Wealth международной консалтинговой компании BCG.
При этом процент сверхбогатых (с состоянием более 100 миллионов долларов) в России самый высокий в мире: им принадлежит 40% накоплений, в то время как в мире он достигает лишь 12 процентов.
В целом, менее 12% граждан РФ получает месячный доход выше 60 тысяч рублей.
Данные BCG, правда, довольно значительно расходятся с данными Высшей школы экономики. Согласно последним, в 2018 году на 3% населения России приходилось 89% всех финансовых активов, 92% всех банковских вкладов и 89% всех наличных сбережений.
Число долларовых миллионеров в России с июля 2017 по июль 2018 года выросло на 30% и составило 172 тысячи человек. Еще 74 россиянина имеют капиталы выше миллиарда долларов.
Формирование подобной социально-экономической структуры является характерным признаком общественного строя, именуемого олигархия.
Правда, число сверхбогатых россиян постепенно снижается — за счет эмиграции: Россию за минувший год покинули семь тысяч долларовых миллионеров. Большинство из них переехали в Австралию, США и Канаду.
Миллионеры уезжают из России несмотря на титанические усилия властей РФ оказывать им всяческое содействие, в том числе оказывая материальную помощь.
Достаточно вспомнить вызвавшие негативный общественный резонанс прошлогодние решения российских властей предоставить преференции миллиардерам, попавшим под западные санкции.
В условиях международных санкций большинство активов на территории Россиистановятся высокотоксичными, то есть избавиться от них олигархи не смогут, оставаясь при этом в плюсе, объясняет президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин.
Это ведь ошибка — воспринимать богатства этой группы лиц как-то, что они держат свои миллиарды в наличных деньгах. Их миллиарды — это обозначение капитализации активов их предприятий, а это такая вещь, которую довольно затруднительно унести с собой в чемодане, даже очень большом, — сказал он «Ридусу».
То, что некий г-н N. числится обладателем капитала в эн миллиардов долларов, никоим образом не говорит о том, что этот олигарх завтра сможет позволить себе выпить кофе в «Макдоналдсе», поясняет экономист: принадлежность того или иного бизнесмена к категории сверхбогачей определяется не бумажной стоимостью его активов, а их ликвидностью.
Бегство же капиталов из России (вместе с их обладателями) объясняется совсем просто: родная гавань для владельцев капиталов выглядит менее надежной, чем «открытое море», где российскому капиталу якобы угрожают «акулы» и «пираты» в виде западных санкций, говорит глава московского офиса британской компании Urus Advisory Алексей Панин.
Это видно хотя бы по тому, сколько россиян приобретают так называемые золотые визы — паспорта некоторых стран в обмен на определенную сумму инвестиций в эти страны. Россияне среди обладателей таких «страховочных» паспортов занимают первые места. Любой российский бизнесмен средней руки — то есть имеющий прибыль в 300—400 тысяч долларов в год — первым делом инвестирует их в эти самые «золотые визы» для себя и своей семьи, — сказал он.
Общее правило российского бизнеса таково: делать деньги в России, но хранить их где-нибудь за пределами любимой родины. По данным Национального бюро экономических исследований США, россияне держат в офшорах активы на сумму, составляющую 60% российского ВВП.
Михаил Беляев
Добавить комментарий