На Камчатке Золушка объявлена неблагонадежной: Ярослав Мельник (Радио Свобода)
Театр абсурда устроили власти на Камчатке. Первому вице-губернатору региона не понравилось сказка про Золушку, в которой говорилось о переводе часов. В результате невинный с первого взгляда сценарий новогоднего капустника Театра Драмы и Комедии прославил постановку на всю страну и стал позором для местных властей. Эта история началась еще 7 января и не закончилась до сих пор.
На Рождество в театре был аншлаг — там уже шестой раз за праздники давали спектакль «Новогодний коктейль для Золушки». За основу артисты взяли пьесу знаменитого Евгения Шварца, немного придав современности, но общий смысл не изменили. Все бы ничего, да тут седьмого числа посмотреть спектакль пришла первый заместитель камчатского губернатора Ирина Третьякова. До конца она не досидела и покинула здание. Может быть, на это никто и не обратил бы внимания, однако на следующий день разразился скандал, рассказал юрист театра Дмитрий Кайгородцев:
Дмитрий Кайгородцев: Причина, я считаю, очевидна: нежелание властей слушать о насущных проблемах, которые были обыграны именно в такой сатирической форме артистами театра, чтобы донести это до зрителя. Зритель эту сатиру понял, принял, чего не скажешь о власти. Она узрела обидные, скажем так, для нее вещи, то есть это сатира на тему перевода времени, но дело в том, что по сценарию присутствует момент с переводом часов
Ярослав Мельник: Казалось бы, уж что, а местные чиновники точно должны были читать сказку Шварца, но, по всей видимости, ее прочтение сегодня не укладывается в политическую концепцию действующей власти Камчатки. Здесь, стоит напомнить, что проблема с переводом стрелок для полуострова очень актуальна — в прошлом году край стал на час ближе к Москве и зимой теперь темнеет после 16-ти часов, а осенью объявили, что разницу со столицей сократят еще на час. Тогда народ, как говорится, пошел на баррикады — в центре города состоялся массовый митинг, через несколько дней после которого было объявлено, что вопрос с сокращением часовых поясов отложен. И, как бы это не было для кого-то удивительным, в сказке про Золушку, (я напомню — все по тому же Шварцу), речь тоже идет о часах. Вот некоторые отрывки из спектакля, которые как предполагается и не понравились высокопоставленной чиновнице.
Царь: И не забудьте перевести часы!
Дед Мороз: Я ничего не понимаю с этим переводом часов (смех в зале): уходишь — темно, приходишь — темно. (Смех в зале и аплодисменты).
Ярослав Мельник: Судя по аплодисментам, Ирина Третьякова была единственной, кому эти высказывания сказочных персонажей показались оскорбительными. Никто не знает, кому и какие распоряжения дала и давала ли вообще вице-губернатор, но на следующий день после спектакля в театр прибыла министр культуры. Сначала артистам предложили отменить спектакль, а после долгих дебатов все же разрешили играть, но убрав неугодные сцены. Актеры возмутились, говорит балетмейстер театра Марина Терентьева:
Марина Терентьева: Первая реакция — абсолютное недоумение. Что значит «шоу отменятся»? Какая цензура? Мы были в полном недоумении и в шоке. И когда нам начали объяснять, «потому что вы говорите о времени», мы были в шоке. У нас был момент, когда мы не могли осознать, правда, это или нет. Нам это кажется, или что? Мне 50 лет. Я жила в то время, когда все было запрещено и невозможно было достать Булгакова. И вдруг сейчас в 2011 году нам говорят о том, что цензура… Это невозможно! Это немыслимо!
Ярослав Мельник: Надо отдать должное актерам, несмотря на мощное, как они говорят, давление с верху, все участники спектакля вышли на сцену и сыграли капустник в оригинале — как он и был задуман. Через несколько дней эта история с запретом «Золушки» вылилась в Интернет — инициировал скандал бывший губернатор Камчатской области Михаил Машковцев — именно он рассказал в своем блоге о том, что происходит в театре. Всемирная сеть буквально взорвалась сообщениями о попытке введения цензуры и закрытия спектакля по мотивам произведения Евгения Шварца. На любые обращения, директор театра Владимир Якимов, отвечал, что на его предприятии нет проблем:
Владимир Якимов: Все спектакли прошли в штатном режиме. Никаких официальных звонков и указаний из белого дома не поступало. Мне официальных указаний о снятии спектакля не было.
Ярослав Мельник: Однако, на все «хорошо», актеры и сотрудники театра вторили «плохо». Вот, как например, высказалась балетмейстер Марина Терентьева:
Марина Терентьева: Я не знаю, как это оценивать (слова Якимова — прим. автора). Я не понимаю, почему он так себя ведет. Трусость это? Малодушие? Отсутствие четкой честной гражданской позиции? Ему, наверное, надо поучиться у наших Путина и Медведева — разговаривать и стоять твердо, на своем месте находясь. Если он считает, что это его место. Если нет, то пусть он его освободит для более достойного человека.
Ярослав Мельник: Несмотря на то, что Интернет пестрил сообщениями о действиях камчатских властей — «Белый дом» на Камчатке хранил молчание до последнего. На все обращения журналистов был лишь один ответ — «без комментариев». Не выдержал губернатор. Алексей Кузьмицкий заявил, что проведет служебную проверку. Глава Камчатки пообещал расставить все точки на «i», а результаты обнародовать. Недолго думая, после этого, высказалась и сама Ирина Третьякова. Она назвала ситуацию абсурдной:
Ирина Третьякова: У каждого человека есть свой взгляд на те, или иные вещи. А по поводу ситуации, сложившейся вокруг моего похода в театр. Ну, неужели вы сами не считаете ее абсурдной?
Ярослав Мельник: Такого на Камчатке никто не ожидал. Раньше никому в голову не приходило, что один, пусть и не очень невинный, спектакль в театре драмы и комедии, может вызвать такой резонанс. Причем знает о случившемся уже вся Россия, и, только редкий житель Камчатки не смеется над местными властями. Как можно было до такого додуматься? — этот риторический вопрос, как и положено, остается без ответа. В то же время, даже страшно подумать, что было бы, сыграй артисты сказку о потерянном времени. Сейчас из этой нелепой ситуации придется выходить губернатору. По некоторым данным, 13 января, когда артисты давали последний запланированный спектакль про Золушку, всё представление снималось на видеокамеру — для закрытого показа главе региона. Теперь Алексей Кузьмицкий должен решить был ли у актеров злой умысел на политическую сатиру или подрыв авторитета действующей власти. Артисты, да и простые жители Камчатки, надеются на благоразумие губернатора.
Добавить комментарий