Михаил Холоша, начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ: транзит, на котором страна раньше хорошо зарабатывала, сегодня снова нужно «раскручивать»
О транзитном потенциале России и его географических особенностях написано множество научных работ и публицистики, издано немало распоряжений, но состояние транзитных перевозок по-прежнему оставляет желать лучшего. О состоянии дел ДВ-РОСС рассказал начальник отдела развития транспорта Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота, ДНИИМФ, кандидат технических наук Михаил Васильевич Холоша.
Между тем Транспортная стратегия-2030 ориентирует нас на транзит. Именно он в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает нашу «транспортную» привлекательность и уровень международной интеграции. Его наличие – критерий совместимости транспортных систем, эффективности всех видов перевозок, в том числе внутренних, экспортных и импортных, конкурентоспособности транспортной системы в целом, что особенно важно для открытого рынка.
Привлечь транзитные грузы одновременно сложно и просто. Сложно, потому что конкурентоспособность – это совокупность разных параметров: скорости, стоимости, сервиса, стабильности. По существу, формула четырёх «С» – это и есть логистика, а её главный принцип – «точно в срок». Отсутствие любого из «С» может обнулить результат. Просто потому, что транзит нужно лишь «не отпугивать», дав возможность идти там, где он «просится». Это и есть самая эффективная стратегия. Просто пропустить, без затей и больших расходов, на той инфраструктуре, которая есть. А когда он пойдёт, заняться его обеспечением и обустройством по правилам экономической науки, ведь тогда уже появится фактический спрос, интерес, сформируется инвестиционный климат.
Опыт показывает, что на этапе освоения новых транзитных маршрутов главное для бизнеса – не терять попусту время и деньги. Опросы российских и иностранных бизнесменов показывают – ключевой проблемой является длительность прохождения трансграничных процедур, что сильно влияет на выбор маршрутов перевозки грузов. Это влияние на товародвижение значительно сильнее тех возможностей, которые есть у моряков, портовиков, автоперевозчиков и железнодорожников вместе взятых. Цена простоя на границе – это потеря доходов и уход товаропотоков на иные маршруты. Здесь экономические потери на порядок выше успехов органов контроля.
Что делать? На мой взгляд, целесообразно выделить транзит из общего потока грузов и организовать для него выделенные транзитные таможенные посты (ТТП) – отдельно или в составе таможенно-логистического терминала (ТЛТ). Здесь нужно обеспечить минимум формальностей, ориентированных на выполнение рамочных стандартов Всемирной таможенной организации. А по мере роста потребностей в развитии логистики приграничная инфраструктура федеральной собственности может дополняться иными терминалами, необходимыми для деятельности бизнеса (накопление, хранение, комплектация, сортировка грузов и т. д.) и развиваемыми за счёт частных инвестиций. В этом случае ТТП может стать одним из ключевых постов более крупного логистического объекта.
Именно транзит поможет России обеспечить эффективное развитие транспортной инфраструктуры в целом, что положительно скажется и на внутренних перевозках.
И, если говорить о привлечении транзита на Дальнем Востоке, начинать лучше всего на юге Приморья. Здесь он давно «просится». Япония, Южная Корея и Китай периодически тестируют возможности прохождения грузов по Транссибу и по региональным направлениям – Международным торговым коридорам – МТК «Приморье-1» (Харбин — Суйфэньхэ — Владивосток, Находка, Восточный — и далее морские линии), «Приморье-2» (Чаньчунь — Цзилинь — Хуньчунь — Зарубино (бухта Троицы) — и далее морские линии) и другим местным направлениям перевозок.
Здесь есть нюанс: Транссиб как МТК – это маршрут «Азия — Европа». «Приморье-1» и «Приморье-2» с ним не конкурируют, поскольку это региональные коридоры, они замыкаются на разные провинции Китая. Их интеграционная «изюминка» в том, что с учётом морских перевозок они могут обслуживать грузы стран АТР. Поэтому все три указанных коридора формируют единое транспортное пространство, дополняя друг друга.
Где проще всего наладить транзит? На «Транссибе» – наиболее длинном и проблемном коридоре? К сожалению, различие его ценовых параметров с международным окружением и проблемы с прочими параметрами этого МТК подсказывают, что к транзиту здесь страна пока еще не готова. А начинать лучше с коротких маршрутов: МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Они могут стать весьма конкурентоспособными! Здесь есть спрос и определенная транспортная инфраструктура, которую нужно только совершенствовать.
Освоение транзита – это элемент инновационного развития и транспорта, и экономики
Добавить комментарий