Журналисты из Находки Леонид Виноградов и Владимир Тарусин написали книгу: СПАСЕНИЕ СО ДНА ОКЕАНА
12 марта 2002 года возле Гонконга затонуло дноуглубительное судно — землесос «А.М.Велла». В состав его экипажа входили 13 моряков — граждан России из города Находки Приморского края, работавших по контракту, а также двух граждан Гонконга. Спастись удалось восьмерым россиянам, пятеро погибли.
Также погибли два моряка-китайца. Трагедия произошла из-за столкновения судна с сингапурским контейнеровозом «Кота Хадиах». Жертв могло быть больше, но с глубины 27 метров смог выплыть старший механик «А.М.Велла» Виктор Ларин.
Ничто не предвещало беды, когда землесос, на месте дноуглубительных работ набрав в себя почти 3 тысячи кубических метров грунта, направился в точку его сброса из порта в открытое море. В гавань и из нее каждый час входили и выходили крупные суда-контейнеровозы, «А.М.Велле» для выхода из порта давали часовое окно, когда дорога из гавани освобождалась. Был уже поздний вечер. В кают-компании сидели и смотрели телевизор оператор Владимир Гребнев и сварщик Дмитрий Чайковский, свободные от вахт и работ. В кают-компанию зашел Виктор Ларин, мельком взглянул на телевизор и, не найдя в программе ничего интересного, вышел. Через несколько минут после этого на «А.М.Велле» раздался страшный грохот, затем ужасающий скрежет, после чего наступила мертвая тишина. Владимир Гребнев приложил ухо к переборке, прислушался. Их судну во время дноуглубительных работ не раз приходилось сталкиваться с причалами, когда грунт выбирали почти вплотную к ним, удары тоже разносились по всем каютам, но они не были такими зловещими, как на этот раз.
Оператор и сварщик быстро поднялись, выскочили из кают-компании на корму и от удивления, смешанного с растерянностью, замерли. Над «А.М.Веллой» нависал нос какого-то огромного судна, который своей бульбой пробил борт земснаряда в районе машинного отделения. Владимир Гребнев понял, что сейчас может произойти что-то непоправимое, бросился в каюту за документами, но когда бежал по коридору, снова раздался страшный скрежет. Землесос резко накренился на левый борт, внутри судна появилась вода. В голове оператора молнией пронеслась мысль, что если он сейчас добежит до каюты, то вряд ли уже выберется из нее. Каюта располагалась слева по борту, дверь открывалась вовнутрь. Изнутри каюты он ее уже не смог бы открыть.
Владимир бросился обратно на палубу, навстречу ему мчался сварщик, тоже за своими документами. «На палубу, если хочешь жить!» — закричал Гребнев. Вдвоем они уже с трудом выбрались из коридора, огромное судно, насадившее «А.М.Веллу» на свою бульбу, давало задний ход. Бульба с зубовным скрежетом выплывала из машинного отделения, в которое тут же хлынул мощный поток воды. «А.М.Велла» все больше валилась на левый борт, оператор со сварщиком бросились в море, начали отчаянно грести, чтобы отплыть подальше и не угодить в воронку, образовавшуюся от уходящего в глубину моря землесоса. В эти секунды их спасло течение возле Гонконга и то, что они попали в массу воздушных пузырей, поднимавшихся изнутри судна на поверхность моря. Они чувствовали, как воронка уже начала тянула их на дно, со страшной силой молотили руками и ногами, и их вынесло из воронки на спокойную воду.
«А.М.Велла» с огромным креном на левый борт ушла на дно, оставив на поверхности моря все, что не было закреплено на палубе: веревки, большие прочные полиэтиленовые мешки с мусором, какие-то доски и палки. Завязанные мешки, чтобы мусор не высыпался из них, имели запас воздуха и не тонули. К счастью для Владимира Гребнева, один из мешков оказался рядом, он ухватился за него, мешок стал для оператора надувным спасательным плотом. Чтобы воздух не выходил из него, Владимир перевернул мешок завязанной горловиной вниз. Дно мешка оказалось вверху и надежно удерживало воздушную подушку.
«Палыч, тону!» — услышал Гребнев истошный крик сварщика. В темноте его не было видно, оператор начал грести на голос и вскоре выплыл на друга. Тот тоже ухватился за мешок и этим спасся. Они не помнили, сколько продержались на воде после того, как их судно перевернулось и затонуло, но через некоторое время увидели, как на них наплывает катер, весь освященный огнями, на нем грохотала музыка.
«Помогите, тонем!», — по-английски крикнул Владимир Гребнев. В ответ раздался хохот и крик «Гуд бай!». Катер прошел мимо и скрылся в темноте. Прошло еще какое-то время, и в черноте ночи люди, плавающие на мешке с мусором, увидели красную точку. Начали грести на нее, и уперлись в надувной спасательный плот с тремя другими членами экипажа землесоса во главе со старшим помощником капитана. Их затащили в плот, оставалось ждать, когда придет помощь. Неожиданно стало светло, как днем, к району кораблекрушения «А.М.Веллы» подходили спасательные суда, а над надувным плотом уже кружили вертолеты. У всех были включены прожекторы, освещавшие место трагедии. К плоту подошел катер, окрашенный в красный цвет, спасшимся российским морякам помогли подняться на его борт. Первый вопрос, который услышали они — что с двумя китайскими членами экипажа «А.М.Веллы». На это никто не смог ответить, потому что никто и не знал о дальнейшей судьбе всех остальных, входивших в состав затонувшего дноуглубительного судна. Владимир Гребнев предполагал, что ненайденные на эту минуту люди погибли, и неведомо было ни китайским спасателям, ни российским морякам, что под ними, на глубине 27 метров в воздушной подушке «А.М.Веллы» в каюте капитана оставался пока еще живым старший механик Виктор Ларин.
Спасатели, узнав, что рядом с каютами двух китайских моряков на землечерпалке располагалась каюта Владимира Гребнева, все допытывались у него, что могло произойти с их гражданами. Тем временем, водолазы начали спуск к затонувшей «А.М.Велле». В тяжелых водолазных костюмах они погружались в море, но добирались до землечерпалки или нет — об этом российским морякам не говорили. Владимир Гребнев предположил, что ни один из трех китайских водолазов не смог найти «А.М.Веллу», тем более что спасательное судно, стоявшее на якоре, течением постоянно сносило в разные стороны. Якорная цепь были длиной около 200 метров, в один из моментов течением спасательное судно начало крутить вокруг якоря. Шланг, по которому водолазу подавался воздух, начал уходить под воду, но бригада, обеспечившая безопасность водолаза, не обратила на это внимание. Когда на борту спасателя шланга осталось всего несколько метров, Гребнев понял, что сейчас резиновая трубка может оторваться от компрессора, и водолазу придет конец. Он поднял тревогу, китайские моряки вмиг поняли ситуацию, но вместо того, чтобы дать команду водолазу на подъем, ухватились за шланг и начали вытягивать его из воды, надеясь таким образом поднять на поверхность своего товарища, находившегося в глубине. Сначала у них получалось это, шланг медленно выходил из воды, и вдруг совершенно неожиданно пошел совершенно свободно. Конец резиновой трубки выскочил на поверхность моря, из нее свистел воздух. Водолаз остался под водой. Лишь после этого моряки ухватились за веревку, которая соединяла водолаза с судном, и подтащили его к спасателю. Когда подводника подняли на палубу, признаков жизни он не подавал. С огромной спешкой с него содрали прорезиненный водолазный костюм, к этому времени над спасательным судном уже висел вертолет. Безжизненное тело подняли на него, вертолет улетел к берегу. На другой день в газетах Гонконга была опубликована информация, что «водолаза поместили в реанимацию», смогли вернуть его к жизни или не смогли, сообщений об этом не было. В больницу с компрессионными болезнями попали и два других водолаза, спускавшиеся к землечерпалке.
Спасенных российских моряков в ночь после кораблекрушения привезли на берег и поселили в гостинице. Первым к ним наведался адвокат судоходной компании, которой принадлежала «А.М.Велла». Он сказал, что хозяин компании запретил любые контакты с местными журналистами, что это в интересах самих же русских. Уставшие, голодные, продрогшие в воде, моряки стали располагаться в отведенных номерах. Было около пяти часов утра. Владимир Гребнев включил телевизор в отведенном ему гостиничном номере, шла программа новостей. Телевидение показывало оказание помощи какому-то человеку, его почти бегом в каталке везли по больничному коридору, на ходу ставили внутривенную капельницу. Телекамера выхватила лицо пострадавшего, это был Виктор Ларин. Гребнев быстро созвал в свой номер друзей по несчастью, они видели, как старшего механика на каталке завезли в реанимационное отделение. В возбуждении никто не ложился спать, думали и говорили о Викторе Ларине, и даже не могли представить себе, где и в каком состоянии его нашли китайские спасатели.
Близился рассвет, голодные моряки начали шарить по карманам своей вымокшей одежды, и один из них обнаружил несколько долларов. Спустились на первый этаж, нашли небольшую кафешку, денег хватило на то, чтобы купить по коробке лапши. Только уселись за столы, как к ним ворвались китайские журналисты и начали фотографировать. Подошел администратор гостиницы, сказал, что русские моряки нарушают указание судовладельца не контактировать с репортерами.
— Но мы голодные, нам надо поесть, — сказал Владимир Гребнев.
Их попросили пройти в свои номера, сказали, что сейчас подадут завтрак. И действительно, через несколько минут привезли столько еды, что ее хватило бы на весь экипаж «А.М.Веллы». Пожурили, сказали, что надо было сделать заказ, им бы все доставили в номера, причем, совершенно бесплатно.
— Откуда нам знать ваши порядки, — начали говорить моряки, — сразу надо было сказать, что можем заказывать себе еду.
Три дня они сидели в гостинице, не ведая, что со старшим механиком. Виктор Ларин появился неожиданно, с ободранной на руках и ногах кожей, но живой. Его все начали обнимать, трудно было поверить, что на затонувшем судне спасся еще кто-то, кроме них.
— Ну, Виктор, давай рассказывай, что там произошло, — попросил Гребнев.
И вот что стало известно морякам из рассказа старшего механика.
Когда землесос начал тонуть, весь экипаж бросился к выходам. По одному коридору впереди бежал огромный электромеханик и за ним небольшой сухощавый стармех. Потоком воды, ворвавшемся внутрь «А.М.Веллы», электромеханика ударило о переборку, Виктор Ларина занесло в каюту капитана; вместе с судном он пошел на дно в проливе между гонконгскими островами Ланьдао и Мавань. В каюте создалась воздушная подушка, вода доходила до подбородка попавшего в страшную ситуацию человека, но пока он мог дышать воздухом с примесью запаха нефтепродуктов, так как при кораблекрушении произошел их разлив. Шесть часов Виктора Ларина спасала эта воздушная подушка, но одновременно он понимал, что долго в ней продержаться невозможно. Глаза механика постепенно привыкли к темноте, стали различать предметы, в том числе иллюминатор над головой. В обычной ситуации, когда земснаряд стоял на ровном киле, иллюминатор открывался как любое окно дома. Откручивались барашки, отодвигались в одну сторону из пазов иллюминатора, сам он открывался в другую сторону. Виктор попробовал барашки, они вращались свободно. Он открутил один, вывел из паза, но когда принялся за другой, барашек опустился на прежнее место в паз. Несколько часов он пытался зафиксировать барашки, чтобы открыть иллюминатор. Наконец, ему удалось это сделать, но иллюминатор не открывался. По всей видимости, когда «А.М.Велла» врезалась в дно, произошла деформация корпуса судна, иллюминатор заклинило. Несмотря на это, он пропускал воду, воздушная подушка становилась все меньше. Ломая ногти, сдирая с рук кожу, Виктор Ларин рвал и рвал иллюминатор, пытаясь «прорубить окно» в морские глубины. Через шесть часов смертельно опасной работы иллюминатор открылся, вода заполнила каюту, но оставался маленький уголок, в котором воздушная подушка сохранялась.
Каюта капитана по расположению была точно такой же, как каюта старшего механика. Зная, в каком месте может храниться спасательный жилет, Виктор Ларин нырнул в воду, нашел шкаф со спасательным жилетом, который, к счастью, оказался на штатном месте. Одел его на себя, последний раз набрал в легкие смесь воздуха с запахом солярки и через открытый иллюминатор выплыл за борт перевернувшейся землечерпалки. Его вынесло на поверхность воды, он был в сознании. Все это время над местом гибели «А.М.Веллы» беспрестанно кружили лодки спасателей. Они увидели вынырнувшего из воды человек, бросились в море, и, действуя по инструкции, заломили ему руки за спину. Это делается для того, чтобы лицо терпящего бедствие постоянно было над водой, чтобы он не захлебнулся. И вот в этот момент стармех потерял сознание. Его быстро подняли на борт шлюпки и откачали. Спасение Виктора Ларина произошло в 4 часа ночи, через шесть часов после столкновения землесоса с огромным контейнеровозом. Сразу же после этого стармеха доставили в больницу, в ней он пролежал три дня с травмами рук и ног, с нервным потрясением, и пришел в себя после оказания медицинской помощи.
13 марта официальный представитель МИД России Александр Яковенко сообщил журналистам, что после кораблекрушения «А.М.Веллы» в ходе поисковой операции было спасено восемь российских моряков, в том числе старший помощник Геннадий Рыкованов. На обследование в госпиталь направили одного человека (Виктора Ларина), остальные не пострадали и были размещены в гостинице. Также обнаружили тело одного погибшего российского моряка, личность которого в настоящее время устанавливается. Судьба остальных членов экипажа пока не выяснена. «Генеральное консульство России в Гонконге поддерживает постоянный контакт с российскими членами экипажа и властями Гонконга», — сообщил Александр Яковенко.
В период с 13 по 18 марта китайские спасатели обнаружили возле порта Гонконг тела капитана дноуглубительного судна Юрия Кузнецова, третьего штурмана Павла Шерстюка и электромеханика Александра Игнатова. За свою морскую жизнь А.Игнатов дважды попадал в катастрофы. Первый раз при пожаре на танкере «Амбарчик», который загорелся после столкновения возле Находки с другим судом. Танкер отправлялся в рейс, имея на борту почти 5 тысяч тонн бензина. Александр, избранный в то время председателем судового комитета, успел собрать профсоюзные билеты членов экипажа, обмотать их полиэтиленовой пленкой, привязать к телу, и только после этого прыгнул за борт горящего танкера. Его спасли, он пришел в свой морской профсоюзный комитет и передал ему все документы. Второй раз электромеханик тонул на танкере «Находка» в Японском море после того, как судно по неизвестным до сих пор причинам во время рейса разломилось на две части. Александра подняли из воды японские спасатели. Об этом происшествии он рассказал в Дальневосточной региональной организации РПСМ и заявил, что снова собирается в море. Его отговаривали: «третий раз спастись не удастся». Жизнь моряка оборвалась с кораблекрушением «А.М.Веллы».
Остальных моряков за прошедшие дни спасатели не обнаружили. По сообщению находкинской компании «Примтанко», через которую были отправлены для работы за рубежом находкинские дноуглубители, все спасенные сейчас находятся в одной из гостиниц Гонконга, их состояние удовлетворительное, они обеспечены одеждой и питанием. Ожидается, что 23 марта спасенные моряки самолетом прибудут во Владивосток.
19 марта в генеральном консульстве России в Гонконге прошла панихида по российским морякам, погибшим в результате столкновения 12 марта дноуглубительного судна «А.М. Велла» с сингапурским контейнеровозом. Церковную службу провел архиепископ Греческой православной церкви Никитас. В траурной церемонии приняли также участие спасшиеся российские моряки во главе со старшим помощником капитана «А.М.Веллы» Геннадием Рыковановым.
От имени правительства Гонконга заместитель директора департамента протокола Дэвис Хуэй, посетивший генконсульство России, выразил соболезнования родным и близким погибших и пропавших российских моряков.
К этому дню уже было точно известно, что во время кораблекрушения четверо российских моряков погибли, их тела опознаны. Считались без вести пропавшими еще двое граждан России и двое моряков из Гонконга. Генеральное консульство объявило о начале сбора пожертвований семьям погибших и пропавших без вести моряков.
23 марта семь российских моряков, работавших на затонувшем в Южно-Китайском море земснаряде «А.М.Велла», возвратились из Гонконга во Владивосток. К этому времени было найдено тело второго механика Анатолия Михайлишина, поиски остальных членов экипажа ушедшего в морскую пучину судна продолжались. Компания «Примтанко» объявила, что тела погибших будут доставлены в Россию и похоронены в своих родных городах Находке, Владивостоке и Нижнем Новгороде.
Через три месяца после катастрофы нашли тело еще одного член экипажа «А.М.Веллы», второго помощника капитана Ивана Поздняка. В протоколе полиции было записано, что «ужасно расчлененное и обезглавленное тело извлечено из моря 8 июня 2002 года, спустя 3 месяца после несчастного случая, мертвое тело было неузнаваемо, но идентичность была установлена впоследствии свидетельством ДНК».
В феврале 2003 года судно подняли с морского дна, внутри обнаружили неопознанные человеческие останки и неопознанный расчлененный труп. В поисках останков участвовал и Владимир Гребнев, остававшийся в Гонконге. «Ила внутри земснаряда было по колено, — вспоминает оператор, — я нашел две человеческие кости, не могу сказать, от каких частей тела — от рук или от ног». При разделке «А.М.Веллы» на металлолом рабочие обнаружили два черепа. Исследованиями было установлено, что это все, что осталось от повара землесоса Германа Трофимова и двух китайских членов экипажа.
Жены и дети погибших российских моряков остались без кормильцев. Со своими тяжелыми проблемами они пришли в Дальневосточную региональную организацию Российского профсоюза моряков. Поскольку «А.М.Велла» принадлежала гонконгской компании «Витек Инжиниринг компани», вопросы компенсации за погибших надлежало решать через суд Гонконга. По его законам, в случае смерти людей на рабочем месте родственникам человека возрастом менее 40 лет полагалась компенсация в виде дохода за 86 месяцев. Для возраста более 40 лет но менее 56 лет — компенсация в виде дохода за 60 месяцев. Для возраста свыше 56 лет — компенсация в виде дохода за 36 месяцев. За погибших членов экипажа «А.М.Веллы» их родственники должны были получить компенсации в сумме от 91 тысячи 339 долларов США до 155 тысяч 291 доллара. Возраст погибших был от 25 до 62 лет.
Между тем, владелец затонувшего земснаряда отказывался выполнять свои обязательства по компенсации за погибших. ДВРО РПСМ взяла на себя подготовку исков к «Витек Инжинирнг компании» и в помощь привлекла председателя морских профсоюзов Гонконга Тинг Кам Юэна. Морской профсоюз Гонконга, как и Российский профсоюз моряков, входит в Международную федерацию транспортных рабочих.
Все родственники погибших моряков дали Тинг Кам Юэну доверенности на ведение дел в суде Гонконга. Доверенности были переведены на английский язык и направлены в генеральное консульство РФ в Гонконге.
Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков продолжает следить за ситуацией с выплатой компенсаций родственникам погибших членов экипажа судна «А.М.Велла», и помогает с трудоустройством тем, кто спасся. Волею судьбы старший механик Виктор Ларин сегодня живет в Индонезии. Николай Суханов позвонил в местное отделение Международной федерации транспортных рабочих, рассказал о проблемах В.Ларина. Индонезийская круинговая компания (компания по устройству моряков на работу) пообещала определить россиянина в одно из местных пароходств.
Также стало известно, что Виктор Ларин женился на индонезийской женщине, принял мусульманство. Владимир Гребнев после трагедии «А.М.Велла» вернулся в Находку и продолжает работать на судах технического флота — земснарядах.
Добавить комментарий