Японцы до того распалились по Курилам, что стали откровенно грубить
Участники прошедшего в Токио самого массового за последние годы марша «За возвращение северных территорий» заявляли, что над Южными Курилами давно пора водрузить флаг Страны восходящего солнца
Стремительно теряющий позиции премьер-министр Японии Наото Кан вчера выступил с беспрецедентным выпадом в адрес президента России Дмитрия Медведева, назвав его недавнюю поездку на Южные Курилы актом «непозволительной грубости». Это высказывание прозвучало накануне начинающегося на этой неделе визита в Москву главы японского МИДа, который теперь может пройти в весьма неприятной атмосфере. Напомним, что только в пятницу Токио заявил России протест в связи с поездкой на Южные Курилы министра обороны Анатолия Сердюкова. С подробностями — корреспондент ИТАР-ТАСС в Японии Василий Головин, специально для «Ъ».
Ежегодно 7 февраля в Японии по решению правительства проводят День северных территорий, который призван взбодрить гаснущий интерес общественности к безнадежной борьбе с Россией за потерянные в 1945 году острова. Дата выбрана не случайно — именно в этот день в 1855 году царский адмирал Евфимий Путятин подписал в Японии первый в истории договор между двумя странами, по которому Южные Курилы признавались территорией Страны восходящего солнца.
По поводу очередного юбилея вчера в центральных токийских газетах на правах рекламы вышли казенные объявления на целую полосу с кратким разъяснением, где находятся утраченные острова и как они очутились в руках России. Там же содержался призыв показать Москве монолитную решимость народа в деле возвращения его исконных земель. Впрочем, сами эти увещевания невольно показали, что изрядная часть японцев, особенно молодежь, толком уже и не помнит, что это такое — северные территории.
Опять не получилось
Зато об этом были прекрасно осведомлены серьезные люди из правительства и парламента, которые собрались в одном из центральных токийских залов на так называемый Общенациональный митинг. Мероприятия такого рода с начала 1980-х проходят каждый год, на них повторяют одни и те же слова об исконных землях, о необходимости вести упорные переговоры с Москвой, о том, что отношения подлинного добрососедства с ней можно установить только после возвращения островов.
Однако на сей раз на скучноватом Общенациональном митинге взорвалась бомба. Выступивший там премьер-министр Японии Наото Кан в потоке привычных фраз вдруг произнес: «Как глава правительства я осознаю важность усиления борьбы за возвращение северных территорий. Решение этой проблемы — чрезвычайно важная задача нашей дипломатии. Именно поэтому я считаю недавний визит президента России Медведева на остров Кунашир непозволительной грубостью. Я лично выразил в связи с этим решительный протест президенту России на нашей последней встрече».
Премьер при этом пояснил, что выступает за продолжение переговоров по территориальному вопросу на высшем уровне и за проведение их параллельно с консультациями об углублении экономического сотрудничества. Это он назвал «комплексным подходом» к диалогу.
Но главное, конечно, было в другом — еще ни разу японские премьеры не позволяли себе выступать с личными выпадами в адрес высших советских и российских руководителей, а слова «непозволительная грубость» от первого лица в Токио, пожалуй, я вообще услышал впервые. Кстати, накануне Дня северных территорий знающие люди уверяли меня, что высказывания премьера на вчерашних мероприятиях будут, скорее всего, выдержаны в примирительном тоне. В частности, осведомленные источники дали понять, что в отношении Южных Курил теперь не будет открыто употребляться термин «незаконная оккупация», который вызывает особое раздражение у Москвы. После серии перепалок в прошлом году Токио явно хотел бы наладить отношения с Россией — но, как говорится, опять не получилось.
От Медведева до Сердюкова
Нынешняя полоса обострения началась после 1 ноября прошлого года, когда на южнокурильском острове Кунашир побывал президент Дмитрий Медведев. Он стал первым высшим руководителем страны, который посетил эти отдаленные и труднодоступные территории. В Токио в поездке президента увидели признак ужесточения линии Москвы и даже демонстративного пренебрежения к позиции Японии.
Шок у соседей был немалым — в знак протеста из России на время даже вызвали посла для проведения экстренных консультаций. Японское правительство стали чуть ли не ежедневно клевать в парламенте: мол, вы не знали заранее о поездке Медведева, не смогли ее предотвратить. Премьер неуклюже все валил на японского посла в России и даже пообещал его отправить в позорную отставку. Однако отмыться от обвинений в том, что он допустил резкое ослабление позиций Токио в споре с Москвой, Наото Кан так и не смог.
Ситуация тем временем становилась все более интересной: вслед за президентом на Южных Курилах побывал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Потом — заместитель министра обороны генерал Дмитрий Булгаков, министр регионального развития Дмитрий Басаргин. Наконец, только в минувшую пятницу, размещенную на Южных Курилах дивизию, проинспектировал министр обороны Анатолий Сердюков. Токио уже устал заявлять в связи с этим протесты России, которая в ответ ограничивается презрительными напоминаниями о том, что на своей территории мы имеем право ездить куда хотим, а к Японии, мол, все эти визиты вообще отношения не имеют.
На еще недавно заброшенных Южных Курилах развернулось строительство — сдан современный порт, проложена первая асфальтированная дорога, рапортуют о сооружении других экономических и социальных объектов, идет модернизация аэродромного хозяйства. На все это в Токио смотрят с нескрываемой тревогой как на явный признак того, что острова отдавать не собираются. Немало напугал японцев и министр регионального развития Басаргин: он сообщил, что предложил южнокорейским компаниям подключиться к освоению Южных Курил. Интерес к ним, говорят, проявляют и китайцы, которые всегда готовы сделать гадость извечным соперникам-японцам.
Министр ставит жизнь на карту
Токио, кстати, тоже приглашают к совместной хозяйственной деятельности на островах — за это лично высказывался президент Медведев. Однако предложения такого рода отвергаются: японцы не собираются делать на Южных Курилах ничего, что требует получения российских виз и документов с российскими печатями. Недавно, кстати, представитель генконсульства Японии в Южно-Сахалинске гордо проигнорировал приглашение на презентацию инвестиционных возможностей островов, куда тем временем с удовольствием сходили дипломаты и бизнесмены из других государств.
Все это создает в Токио ощущение того, что Москва по какой-то не вполне понятной причине перешла в наступление, на которое нечем ответить. Оппозиция все более резко осуждает правительство за бессилие и дипломатические просчеты, а премьер Кан вынужден в ответ демонстрировать свою решимость словами о «непростительной грубости» президента Медведева, которые, конечно, ему бы очень хотелось не произносить.
Все это происходит на фоне опасного падения популярности правительства Японии, совершающего немало просчетов и на других фронтах. В Токио уже открыто говорят, что премьер Кан может в ближайшее время уйти со своего поста и отдать свои полномочия другому представителю правящей партии.
Скандал с «непростительной грубостью» произошел в самый неподходящий момент — 10 февраля в Москву на переговоры едет глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара. Он намерен поправить атмосферу в отношениях с Россией, но сейчас, похоже, сделать это ему будет нелегко. Сам господин Маэхара на вчерашнем митинге сказал, что готов «поставить на карту свою политическую жизнь ради того, чтобы как можно скорее вернуть наши исконные земли».
Вдобавок к этому Сэйдзи Маэхара публично отчитал экс-премьера Юкио Хатояму, который усомнился в реалистичности позиции Токио на переговорах с Россией о Южных Курилах. Недовольство дипломата вызвало заявление господина Хатоямы о том, что требование одновременной передачи всех Южных Курил нереалистично. «Это будет приводить лишь к полному несовпадению мнений на переговорах»,— предупредил он МИД Японии в минувшие выходные. «Я бы попросил бывшего премьера воздержаться от высказывания мыслей, отличающихся от позиции правительства, даже если речь идет о личном мнении»,— заявил на это глава внешнеполитического ведомства Японии.
Как после всего этого примут главу японского МИДа в Москве, остается только гадать. Впрочем, в посольстве Японии в РФ просят не драматизировать ситуацию. «Между лидерами Японии и России есть договоренность о том, чтобы провести переговоры о заключении мирного договора с Россией в спокойной обстановке. Япония намерена сотрудничать с Россией во всех областях, в том числе экономической, чтобы построить с Россией по-настоящему партнерские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе»,— заявил «Ъ» заведующий информационным отделом посольства Японии в Москве Акира Имамура.
Добавить комментарий