Сталин запретил Хабаровскому краю делать танки
Из письма секретаря Хабаровского крайкома ВКП (б) Г.А.Баркова И.В. Сталину, с просьбой о награждении завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре (ныне – Амурский судостроительный завод) орденом Трудового Красного знамени, 1945 г.
Будущая война
Удивительно, но даже в самое тяжелое время Второй мировой, когда само существование СССР из-за ударов немцев было под вопросом, руководство нашей страны смотрело в будущее и готовилось к противостоянию с союзником Гитлера — Японией — на другом конце света.
Об этом говорят многие факты. Один из самых ярких — история строительства на АСЗ двух крупнейших в истории завода кораблей — крейсеров проекта 26БИС «Калинин» и «Каганович», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Эти самые современные на тот момент корабли для Тихоокеанского флота заложили летом 38-го года.
То, что они не могли выйти из Амура в море (глубина в мелководном лимане – 4 метра, а осадка кораблей – до 7), было учтено. Для решения этой проблемы создали отдельную организацию в системе НКВД — «Дальтехфлот». Закупили в Европе технику и начали дноуглубительные работы с расчетом закончить к 1942-му году, к моменту планируемого спуска крейсеров на воду.
Но работы над кораблями затянулись — из-за отсутствия опыта столь масштабного строительства, нехватки квалифицированной рабочей силы, неготовности цехов завода, совсем недавно вступившего в строй.
А тут еще война… Завод строили в расчёте на поставку многих агрегатов и узлов для кораблей с предприятий западных районов страны. А они оказались в незавидном положении. Например, гребные винты для «Калинина» и «Кагановича» пришлось вывозить из блокадного Ленинграда. Много комсомольских корабелов ушло на фронт, не хватало рабочих рук, не выручал даже 11- часовой рабочий день.
Все это и натолкнуло руководителей Хабаровского края на мысль о том, что недостроенные корабли надо бросить, а на заводе наладить производство танков. Но верховный главнокомандующий это, казалось бы, здравое предложение отверг и приказал крейсера доделать любой ценой.
В результате первый из них – «Калинин» — в мае 1942 года был спущен на воду и позже отправился во Владивосток для окончательной достройки. В лимане Амура был «пробит» к этому времени нужный фарватер 8-метровой глубины.
Версия – диверсия
При этом, есть версия, что японская разведка пыталась помешать проходу корабля. В 7 часов утра 18 июля 1942 года, когда «Калинин» стоял в Николаевске-на-Амуре, в ожидании дальнейшей проводки, город был разбужен мощнейшим взрывом. Люди, выскочив на улицу, увидели, что над портом поднимается столб дыма, в воздухе кружатся обломки. В домах у берега вылетели все стекла. Это в порту взорвались две подводные лодки.
Как стало известно после рассекречивания архивов, четыре торпеды в носовом отсеке взорвались только на одной лодке – Щ-138. Носовая часть субмарины разлетелась практически на атомы, а то, что осталось, мгновенно оказалось на грунте. Стоявшая рядом Щ-118 получила пробоины и также затонула. На 138-й погибли 35 подводников, включая командира, на Щ-118 — восемь. Только по счастливой случайности не сдетонировал весь боезапас на обеих подлодках и пришвартованной рядом барже со снарядами — тогда бы от порта вообще мало что осталось.
Сразу родилось предположение о диверсии. Подозрения в ее организации пали на помощника командира «Щ-138» лейтенанта Павла Егорова, которого на момент взрыва на лодке не было. Вечером того же дня, когда его пришли арестовывать, он застрелился.

Добавить комментарий