15 февраля, Сретенье: солнце на лето — зима на мороз
«Сретение» – слово древнеславянское, которое означает на русском языке «встреча», а на сербском – «радость». Праздник символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов, а также служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Возник праздник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления. На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим, принеся сорокадневного младенца Христа в храм – по закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имели обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судилит о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае: Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Если на Сретенье установится оттепель — весна ранняя тёплая, если холодно — весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.
От имени праздника Сретения в народе последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овёс, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчёт запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
В дохристианской истории в день Сретения поклонялись Солнцу, совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. Когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Её украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит тёплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые — они символизируют Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился, так как скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Добавить комментарий