На съёмки киноэпопеи «Тыгын Дархан» правительство Якутии выделило 255 миллионов рублей, в них участвовало десять тысяч человек
4 ноября на большие экраны выйдет «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова по произведению Василия Яковлева — Далана. Создатели фильма рассказали News.Ykt.Ru, каким получился фильм и на что ушли 255 миллионов рублей.
«Тыгын Дархан» — исторический фильм о жизни народа саха на рубеже XVI-XVII веков до прихода русских на якутские земли. Главный герой — один из прародителей якутского народа, родоначальник хангаласского рода, персонаж многочисленных легенд, который объединил различные племена и кланы.
Первыми фильм посмотрели заказчики, то есть члены правительства и съемочная группа, многим понравилось. «Такие фильмы — лучшее доказательство того, что наше кино развивается с каждым годом все больше. После выхода фильма на экраны мы увидим, как зажгутся новые звезды на небосклоне якутского кинематографа», — отметил глава Якутии Айсен Николаев после спецпоказа.
Съемки самого масштабного якутского фильма шли два года на территории девяти муниципальных районов и городских округов. Участвовали в них десять тысяч человек.
Режиссер Никита Аржаков среди любителей якутского кино не нуждается в представлении. Он снял картины «Снайпер Саха», «Журавли над Ильменем», «Черная маска», «Дивная пора», «Аанчык».
Когда ему не было и тридцати, вышел в свет исторический роман Далана «Тыгын Дархан». Тогда он впервые задумался об экранизации, но посчитал, что пока не готов, и спустя 27 лет осуществил свою мечту.
«Фильм о человеке, который взял ответственность за судьбу народа»
Никита Аржаков, режиссер:
— В 1993 году вышла книга Далана «Тыгын Дархан». Мы ее все прочитали, долго обсуждали. Как оказалось, я друзьям говорил, что хотел бы по ней фильм снять. Тыгыном Дарханом я интересовался с детства. Помню, смотрел спектакли «Утро Лены», «Утро Туймаады». В книге меня поразили масштабность, развернутое повествование о временах Тыгына, язык произведения. Особо впечатлил сам образ Тыгына Дархана. Тогда было время подъема национальной идентификации, принятия суверенитета, возродилось национальное самосознание, детям стали давать якутские имена, зазвучал язык Олонхо.
В 2005 году я к этому вопросу подошел более реально — снял только картину «Журавли над Ильменем». Видимо, тогда я был для «Тыгына Дархана» слишком молод, не было ни денег, ни выстроенного сценария. Всё созревало с годами — сценарий, идея.
В кино будет один в один, как в романе?
— Кинодраматургия и роман, конечно, немного отличаются. Все имена героев, основные события, географические названия, сюжетные линии сохранены. Я же не могу взять и переделать Далана на свой лад.
Знаю, что вы сняли шесть часов, потом смонтировали до двух с половиной. Фильм много потерял из-за этого?
— Я снял так много, потому что была такая возможность. Для сохранения всех сюжетных линий. Кроме того, мы снимали с расчетом, что после фильма будем делать сериал, где всё будет подробно описано. Года через два мы его выпустим.
Почему так долго снимали?
— На самом деле недолго. В 2015 году вышло распоряжение правительства, два года велась подготовительная работа. Мастерили костюмы, строили декорации, изучали все материалы. В 2017—2018 годах шли съемки. 2019 год — монтажно-тонировочный период. В феврале 2020 года всё было готово, думали в марте стартовать, но потом пришла пандемия. Я считаю, что этот фильм мы создали за два с половиной года.
Что было самым сложным во время съемок?
— Все. От строительства декораций, пошива тысячи костюмов — я удивляюсь, как Дария Дмитриева умудрилась сшить столько костюмов. В съемочной группе нас было 70 человек — всех накормить, разместить, найти транспорт. Все было сложно, не говоря уже о самих съемках.
Много батальных сцен?
— Там две большие. Зимние батальные сцены, в которых участвовали каскадеры — простые ребята из села Мындагай Чурапчинского улуса. Они такие энтузиасты, фанаты, падали с лошадей, лошади сами падали, кувыркались — готовая каскадерская группа.
Наверняка было очень ответственно найти человека на роль Тыгына Дархана?
— На роль именно Тыгына Дархана особого кастинга не было. Еще с 2010-х искал человека на эту роль, фотографировал, разговаривал со многими. Тыгына сыграл Гаврил Неустроев — в начале съемок его так звали. Сейчас он поменял паспорт и стал Бэчигэн Ньургун Миитэрэй уола. Рост — метр девяносто, колоритный, начитанный, хорошо разбирается в якутской культуре, окончил колледж культуры, именно оттуда я его и знаю, институт Арктики, имеет хороший голос. Многие наверняка знают его, он был диктором на радио, участвовал в роли Ньургуна Боотура на ысыахах.
Он справился с задачей?
— Он большая находка не только для нашего фильма, но и в целом для искусства в республике. Мне кажется, он привнес много своего: собственный взгляд на то или иное событие, мужской стержень, характер. «Тыгын Дархан» — мужской фильм.
Почему нужно посмотреть этот фильм?
— Люди должны знать свою историю. Он заставляет задуматься над многими перипетиями, которые происходят в последнее время. «Тыгын Дархан» был с нами в пору испытаний — и в 1990-е, и сейчас. Это произведение никогда не устареет, оно о прошлом, настоящем и будущем. Далана будут читать и смотреть будущие поколения. Народ Саха всегда будет возвращаться к истокам.
Фильм о человеке, который взял ответственность за судьбу народа. Тема современная, которая и в будущем будет актуальна.
Мне кажется, этот фильм помог бы нашим мальчишкам формироваться как мужчинам, быть главой семьи, научит нести ответственность.
На что ушли 255 миллионов рублей?
Вера Филиппова, директор фильма:
— С удовольствием расскажу. 47 миллионов ушло на приобретение немецкого оборудования фирмы Arri: видеокамеры, квадрокоптеры, световое оборудование, исходники, много всего. Все это остается в «Сахафильме», мы уже передали. Уже сейчас оборудование используют кинематографисты Якутии для съемок других фильмов. Также на эти деньги построена звукозаписывающая студия в павильоне «Сахафильма».
Девяносто миллионов ушло на изготовление декораций, сооружений: около 200 объектов в 14 населенных пунктах. Основной — это ставка Тыгына в Соморсуне Амгинского улуса. Все останется в улусе и будет использоваться как исторический объект. Там будут проводиться уроки истории, экскурсии для туристов. Также мы построили крепость Легея в местности Мэндигэ.
Всего было заключено 232 договора с подрядчиками, деньги ушли на строительство декораций. Всё строили местные строители. Это народная стройка, зря эти деньги не ушли — они ушли в народ. Все эти декорации остаются в «Сахафильме».
Также смастерили около трех тысяч костюмов разного уровня. Они хранятся сейчас в «Сахафильме». Материальная база там не очень большая, и мы бы хотели, чтобы часть из них хранилась в музеях. Переживаем, что они могут оказаться бесхозными, хотелось бы, чтобы они внесли свой вклад в историю и культуру.
Почему оборудование, которое остается в «Сахафильме», прописано в бюджете фильма?
— Это распоряжение было сделано специально, чтобы не только фильм снять, но и улучшить материально-техническую базу «Сахафильма». Почему фильм такой качественный получился — потому что закупили камеры, соответствующие международному стандарту.
Сколько было основных персонажей, если не считать массовку?
— Главных героев двадцать, второстепенных тоже двадцать. Боотуров тоже двадцать. Съемочная группа — 30 человек. Считайте, что два года мы их всех обеспечивали зарплатой, платили налоги, специально создали кинокомпанию «Тыгын».
Нечасто встречаются директора кино в Якутии, как вы попали в проект?
— Я попала как ученица Далана. Была заинтересована, чтобы роман достойно экранизировали. Сама я предприниматель. Никита Аржаков попросил меня стать организатором, директором. С 1992 года работала в гранильной отрасли, отсюда знание людей, экономики, бизнеса — все это очень помогло мне в работе с фильмом.
Произведение Далана не испортили экранизацией?
— Напротив, мне показалось, что продолжили. Василий Семенович хотел написать вторую часть, но не успел. Основное содержание, герои — все соблюдено.
255 миллионов полностью от правительства?
— Да, от правительства. Любой народ должен иметь такой большой исторический фильм о своей истории, это визитная карточка народа. Мы сняли фильм не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы каждый знал историю, обычаи своего народа.
Я очень рада тому, что именно Никита Аржаков снял этот фильм, человек очень талантливый.
«Кино однозначно получилось! »
Александр Лукин, второй режиссер фильма «Тыгын Дархан»:
— Кино однозначно получилось! Идея экранизации романа пришла к Аржакову еще в далеких 2003—2004 годах. Я с ним знаком по фильму «Хара Мааска» и «Журавли над Ильменем», работал с ним в качестве ассистента режиссера. В 2015 году он позвал меня в проект «Тыгын Дархан», тогда еще не были выделены деньги, но мы начали уже заранее готовиться.
Собрали основной костяк создателей, это оператор-постановщик Юрий Бережнев, художник-постановщик Петр Бояркин, художник по костюмам Дария Дмитриева.
До входа в производство мы два года готовились, в нашей среде этот период называется подготовительным. Ездили по улусам, проводили работы по изучению материала 15-17 веков. К нашему счастью, в это же время археологи нашли много погребений тех времен. Все двери музеев для нас были открыты. В процессе изучения я сам испытал культурный шок — настолько богата наша культура.
Вот так и закрутилось все, в проект привлекалось все больше и больше специалистов. В 2017 году мы вступили во второй период — производственный.
Съемки длились два года — два года самоотверженной работы!
Было очень сложно, постоянные переезды, кочевая жизнь. Приняли участие 14 улусов нашей республики. Пользуясь моментом, хотел бы от всей души поблагодарить участников и всех тех, кто помог в реализации фильма. Это действительно народный фильм!
Черновой монтаж у нас получился шестичасовым. Есть незначительные потери именно в знакомстве с персонажами второго и третьего плана, но в общем драматургия фильма не пострадала. Беловой монтаж был сделан в Москве со специалистами «Мосфильма». Потом мы вступили в третий и самый важный период — монтажно-тонировочный или постпродакшн, который производился полностью в Москве в концерне «Мосфильм».
Сейчас в республике очень много киностудий, практически все специалисты раздроблены и задействованы в разных проектах. Для консолидации сил и возможностей нужны крупные проекты. Надеюсь, «Тыгын Дархан» станет примером и вызовет доверие к крупномасштабным проектам.
Источник: News.Ykt.Ru
Добавить комментарий