Профессор Борис Преображенский: громадьё планов, которые угрожают жизни людей в Приморском крае
Что ожидает людей в будущем в Приморье? Ответ на этот вопрос, по мнению главного научного сотрудника Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ТИГ ДВО РАН), доктора геолого-минералогических наук, профессора, Заслуженного эколога России Бориса Владимировича Преображенского, легко получить, взглянув на карту «безумия проектов по освоению Приморского края»:
— Если взглянуть на «планов громадьё», нарисованное для Приморского края борзыми планировщиками, то становится просто страшно. Что же мы видим на картах? Даже простой перечень проблем покажется кому-то бредом современных аналогов «кремлевских мечтателей», а кому-то яростным приступом безумия. Так, запланированное строительство атомной электростанции в Приморье, где сейсмическая активность в ряде геоблоков достигает 10 баллов, потребовалась атомному лобби, возглавляемому творцом сухариков-«кириешек», несмотря на то, что дефицита электроэнергии в Приморье как не было, так и до сих пор не достигнуто. Привычный стереотип мысли ведёт нас к подозрению, что включение АЭС в план развития Приморья вызвано не в малой степени хотя бы тем, что от дорогого проекта можно будет украсть привычные 50%. Зачем, спрашивается, губить тайгу, ставить под угрозу тысячи жизней ни в чем не повинных людей? Просто ради чьей-то прибыли сегодня, сейчас. И чтобы много. Куда девать выработанную АЭС электроэнергию? В Китае купят её излишки по привычной бросовой цене, как это делается сегодня. В то время как мы платим за неё вдвое больше, чем любимые китайцы.
Чтобы оправдать избытки электроэнергии, надо построить огромного энергопотребителя в виде алюминиевого комбината. Зачем, спрашивается, нам алюминиевый комбинат? Да вовсе и не нам он нужен, а Дерипаске – получать сверхприбыли за счёт торговли алюминием в Корее, в Китае и в Японии. Нам-то этот алюминий в таких количествах вовсе не нужен. Алюминий добывается электролитическим путём из расплава глинозема. В процессе электролиза в качестве «плавня» – агента, облегчающего расплавление гидроокислов алюминия, — глинозёма, – используется фторид кальция – флюорит, или плавиковый шпат. Его плохонькое месторождение существует в Спасском районе, но дельцам, прибравшим к рукам месторождение и горно-обогатительный комбинат, не приносит ожидаемой прибыли в силу низкого качества сырья, не выдерживающего конкуренции на мировом рынке. А на месте всё пойдёт в дело. Да и цены можно накрутить любые. Вот ещё только фтороза нам не хватает. Спросите, что за штука такая – фтороз? Это отравление организма человека фтором из-за неизбежного тотального загрязнения среды, возникающим при выплавке алюминия. Фтористоводородная, или плавиковая кислота растворяет даже стекло. Зона экологического бедствия уже образована вокруг КРАЗа – Красноярского алюминиевого завода, убивающего здоровье тысяч сибиряков. Вдобавок к уже известным в Приморье зонам экологического бедствия – в Спасском, Ханкайском, Дальнегорском районам, нам не хватает ещё парочки-троечки новых таких же, а то и похуже, зон?
Китайцы поняли, что сегодня можно хорошо заработать на бедах Приморского края. И вот уже за их деньги ведётся разведка и создаётся проект возведения тепловой угольной электростанции в Уссурийске, не испытывающем нужды ни в тепле, ни в электричестве. Зато на территории Горно-Таёжной станции Академии наук в Глуховке есть месторождение бурого угля. На него положил глаз бывший начальник краевого углепрома некто Васянович. Приехали какие-то лица «узбекской национальности», вырубили краснокнижные деревья, пробурили скважины, невзирая на бурные протесты общественности. Теперь всё равно будут строить тепловую электростанцию на буром угле с высоким содержанием в золе бериллия, опаснейшего ядовитого элемента, который невозможно уловить фильтрами, назло возглавляемой Чубайсом «нанотехнологии». Протесты жителей никому не интересны. Да вообще, при чём тут жители какой-то там Глуховки! То, что в Уссурийск тянут газовую трубу, не имеет значения. Даёшь угольную станцию! Потому что китайцы платят за эту электростанцию. Заказчик всегда прав.
Малая загрузка убыточного порта Владивосток вызвана, как известно, бедламом в управлении и невыгодными для моряков условиями обслуживания флота, а решать проблему прибыли хочется. Поэтому планируем морем ввозить в Приморье алюминиевую руду – глинозём, невзирая на известную экологическую опасность этих перевозок и перегрузок. Ведь не зря же делили флот. Самое главное, что эта прибыль не даёт ничего населению Приморского края.
Помпезное строительство объектов АТЭС уже показало, сколько благ реально получают жители Приморья от мифических «новых рабочих мест», и кто в действительности работает на стройках века и как там зарабатывают. Известно также, как компенсируются потери жилья для местного населения на острове Русском, и каково качество построенных узбеками домиков для изгнанных с мест их проживания жителей районов, попавших под застройку объектов АТЭС. Широкое поле деятельности для прокуратуры. Но делать прокуратуре больше нечего!
А вот ожидающие нас очередные новостройки. Газоконденсатный завод прямо против Владивостока, в бухте Перевозной (опять эта многострадальная Перевозная!), газохимический завод в Славянке, газопровод по всему Хасанскому району к границе с Кореей. Как будто Северная Корея – такой наш такой близкий друг и родственник, что ради него можно разорить самый благоприятный для туризма и рекреации Хасанский район. Ведь в крайнем случае, можно было бы протянуть эту вожделенную трубу до устья пограничной реки Туманган по дну моря. И обошлось бы и дешевле, и никаких экологических опасностей. Даже разрыв трубы на дне моря не столь опасен, как на суше. А снабжение населения газом и так происходит баллонами сжиженного газа, привозимыми из Уссурийска.
Население Приморья нисколько не выигрывает от всего этого громадья планов. Богатеют от всей этой деятельности только олигархи. Вполне понятно, почему люди стремительно покидают Дальний Восток. А тут ещё и землетрясения рядышком, в Японии! Задавленное непомерными ценами на всё, низкими зарплатами, крайне плохими условиями быта и неблагоприятными для проживания условиями окружающей среды, люди хотят хоть немного пожить по-человечески. А на Дальнем Востоке по-человечески в течение целого столетия так и не получается, да при современных социально-политических установках в стране и не получится. Я уж не говорю о криминале.
«Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи!» – бился в припадке оптимистического энтузиазма начала двадцатого века известный Владимир Владимирович. Это громадьё планов аукнулось его же поколению и последующим не только ГУЛАГ’ом и ликвидацией интеллектуальной элиты нации, к коей поэт себя скромно причислял. «Потерянному» поколению сороковых — пятидесятых годов, к коему я с грустью принадлежу, это принесло окончательную деградацию в моральном, общественно-политическом и экологическом плане. Великой стране это принесло в качестве «незначительной мелочи» полную ликвидацию сельского хозяйства. Сегодня население от безысходности окончательно спивается, сёла в России пустеют, когда-то русское местное население с энтузиазмом замещается мигрантами из бывших азиатских республик.
«Реформы» последних лет, проводимые правительством, направлены на окончательную ликвидацию русской национальной самобытности через грубую и глупую американизацию народного образования и замену народной традиционной культуры «поп-искусством». Массовая наркомания у молодого поколения со школы, окончательное падение нравов с разнузданной пропагандой однополой любви по телевидению привели к моральному разложению когда-то гордого народа, дававшего задолго до октябрьского переворота повод для обсуждения феномена «национальной гордости россов».
Сегодня последним очагом и рассадником свободомыслия осталась экология. Не напрасно другой Владимир Владимирович свое воцарение начал с разрушения всей экологической службы страны и со снятия негласного морального запрета гонений на экологов. Он уже заявлял в адрес экологов, что «не любит» чьх-либо требований и в рекомендациях «не нуждается», он только подписывает указы и требует их выполнения. Экологи почти официально объявлены чуть ли не «пятой колонной» иностранных спецслужб, и их уже стали притеснять физически. Стоит только вспомнить историю с Химкинским лесом в Москве. Сколько там покалечили народу? Физически. И морально.
Если взглянуть на официально «вывешенную» в Интернете экологическую карту России, то даже в кратком комментарии к этой карте мы читаем следующее (я не изменил в этом тексте ни одного знака): http://www.nationalsecurity.ru/maps/russiaecology.htm
«Наиболее многочисленная группа населения (15 млн. человек) подвергается воздействию взвешенных веществ, второе место по масштабу воздействия занимает бенз(а)пирен — 14 млн. человек. Более 5 млн. человек проживает на территориях с повышенным содержанием в воздухе диоксида азота, фтористого водорода, сероуглерода, более 4 млн. человек — формальдегида и окиси углерода, более 3 млн. человек — аммиака, стирола. Значительная часть населения (более 1 млн. человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана.
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае. Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.
В ряде регионов страны антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации — Московская и Санкт-Петербургская, промышленные зоны Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири и Дальнего Востока, Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.
Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как «загрязненные». Их крупные притоки: Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура — оцениваются как «сильно загрязненные».
В составе сельскохозяйственных угодий России эрозионноопасные и подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн. га, в том числе эродированные — 54,1 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградации. Загрязнение и захламление земель отмечены на 54% территории страны. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками — около 35 тыс. га. Площадь земель, нарушенных при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочных работах, торфоразработках и строительстве, составила в 1996 г., около 1 млн. га.
Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломерацией — на сотни, например Среднеуральской — на 300 км. Кемеровской и Московской — на 200, Тульской — на 120 км. Свыше 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов».
Что же нас ожидает в Приморье? Взгляните на карту безумия проектов по освоению Приморского края. Почему именно – «освоения»? Да потому что полностью освоенной по мысли чиновников будет только та территория, где полностью вырублены все леса, снесены все горы, загажены все речки и где население превращено в один сплошной трудовой ресурс. Жилье давно рассматривается как койко-место. Они («олигархи» в Думе) забыли, что «мы не рабы – рабы не мы». Что человек на Земле живёт не для того, чтобы работать, а работает, чтобы жить. Надо просто жить. А с работой – это у кого как выйдет. Каждый свою жизнь строит для себя по своему усмотрению и по своим способностям и потребностям. Яростное выкачивание прибыли из всех природных сред привело к опустошению лесов и рек, к лишению всего «местного населения» России всяческой возможности для поддержания своего существования. Население сведено до уровня вынужденных браконьеров, поскольку у нас всё запрещено, и русский человек лишён всех прав обладания и распоряжения теми величайшими в мире благами природы, которыми так хвастают средства массовой информации. Вот уже умники в Госдуме заговорили о том, что сиденье мальчишки или старичка с удочкой в руках на бережочке должно приносить им материальную выгоду, и каждый, кто хочет отдаться любимому мирному занятию, за это должен платить. Кому и за что? – Вот вопрос.
Сегодня Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы, Международный социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы, Союз охраны птиц России, Коалиция «Реки без границ» объединились в единую организацию – коалицию простив строительства дамб в России – «Anti-Dam Coalition». Координационный общественный совет по проблемам экологии Приморского края всемерно поддерживает инициативу новой коалиции и готов всячески ей помогать.
Эта коалиция правомерно заявляет, что в конце февраля 2011 года на Гонконгской финансовой бирже должна была состояться отложенная публичная оферта компании Евросибэнерго (ЕСЭ) с целью привлечь 1,2 млрд. долларов. Планы сотрудничества Евросибэнерго с китайской Yangtze Power (в рамках СП YES Energy), предполагают строительство до 10 ГВт мощностей, в том числе как минимум двух крупных ГЭС и одной ТЭС в Усть-Куте общей мощностью 3 ГВт. Получаемая электроэнергия предназначается как для внутрироссийского рынка, так и для экспорта в Китай по высоковольтным линиям через Читинскую область и Манчжурию.
Российские общественные организации ответственно заявляют, что участие в предложенном проекте несёт для потенциальных инвесторов большое количество экологических, социальных, репутационных и других рисков. Мы призываем руководство биржи, банки-организаторы публичной оферты и потенциальных инвесторов учесть их и воздержаться от участия в IPO Евросибэнерго.
Иркутская ГЭС, расположенная на вытекающей из Байкала реке Ангара, наносит крупный ущерб экосистеме Байкала. В результате деятельности ГЭС нарушается естественный водный режим уникального озера, эродируют берега, нарушается нерест рыб. Ситуация усугубляется тем, что в нарушение российского законодательства руководство холдинга Базэл лоббирует дальнейшее изменение уровня Байкала. Две другие ГЭС – Братская и Усть-Илимская – значительно ухудшают качество воды в Ангаре за счёт гниющей органики на дне водохранилищ. В результате водохранилища становятся и источником парниковых газов. Кроме того, плотины ГЭС служат препятствием для обмена биоты Ангаро-Енисейского бассейна и Арктики.
Перечень опасностей ДЛЯ ИНФЕСТОРА слишком велик, и ассоциация призывает инфесторов не давать денег на развитие проектов строительства гидроузлов в Сибири и на Дальнем Востоке России.
Думаю, что пора писать подобное обращение к международной общественности и по поводу громадья планов, которые угрожают жизни людей в Приморском крае.
Профессор, а по-моему, Вы нагло врете.
Andrew! Легко оскоблять инкогнито, подло прячась за интернет.
Как Борис Владимирович думают очень и очень многие.Говорит ОН.
Полностью согласна с автором. И это хорошо, что все эти инопланетяне из правительства сдохнут позже нас, когда уже и дышать то толком будет нечем… а дети их — сдохнут ещё попозже — когда выкачаные деньги закончатся, и заграница их приютит в своей подворотне…
Я тоже так думаю, полностью согласна с автором. Наше правительство всё время лоббирует какого — нибудь олигарха, то Прохорова с его долбанными лампочками, то теперь Дерипаску с его плантациями АЭС на просторах Сибири. А чего жалеть-то этих сибиряков? Вымрут — и для них забот меньше.Будет у нас когда-нибудь адекватный президент или нет? Который бы думал о людях, а не олигархах, о природе — матушке. Присосались к Байкалу, пока не загадят окончательно, не успокоятся. А ведь самая большая ценность на земле — это вода. Вчера по первому нас стращали голодом, мол не будет АЭС — будут миллионы голодных, так ведь голодные не атомом питаются, а хлебушком, да картошечкой, где их садить будем, если кругом столько мерзости настроят, вот тогда точно — голод. Или будем надеяться на китайское продовольствие? Ну уж нет, поостерегусь, это есть нельзя. Пусть Дерипаска с Прохоровым попробуют на китайских продуктах пожить, хотела бы я посмотреть, что с ними будет.
Считаем, что нужно готовить и писать коллективные обращения в крупные международные организации ООН ЮНЕСКО и т.п. И так как к нашей местной и федеральной власти обращаться бесполезно, потому что она занята собственным обогащением, нам может помочь только мировое сообщество и простые люди. пусть Медведев на сайтах мировых новостей и ООО читает наши послания и делает выводы.
Нельзя тянуть.Следует действовать.
Ну к сожалению в целом согласен.
Обнадеживаеющим вижу вот что, есть теория, что если что-то предсказали, то это уже точно в таком виде не случится.
Да будет так, конечно должно быть развитие, но пусть оно будет с экологическим оттенком. Давайте активно в этом участвовать и что-то изменится.
Если мы пойдем по китайскому сценарию, то на приморском крае конечно ничего не будет кроме помойки и китайцев. Давайте говорить делать, поверьте не все чиновники безнадежны и не надо вот прям так отделять себя от них их от нас. Прям мода какая-то последние годы. Говорите делайте пишите и мир будет меняться. Глубокий поклон за текс
в дополнение скажу
не надо так уж сильно ругать правительство за то, что они пытаются развить регион, пусть как вы утверждаете дико и грубо
Дело в том, что региону нужны деньги, рабочие места. Если этого не будет остатки населения выедят всю траву, выпилят весь кедр и достреляют всех тигров. И еще вопрос, что лучше АЭС или куча пьяных браконьеров.
Предложите бизнес который поднимет регион и который экологичный. Предложите планы по развитию, получите финансирование на развитие. С удовольствием с вами на эту тему пообщаюсь.
На данный момент у региона нет своей стратегии развития. Да конечно рекреация, но это же 2 месяца в году. Этого маловато. Предлагаю в эту сторону думать, а не о том, чтобы что-то запрещать. Давайте предлагать.
Спасибо
Предложить, конечно, можно многое, можно и что-то дикое, вроде того, о чем идет речь в статье, но эти косяки разбирать придется местным. Здесь нужно продумать все и изучить все слабые и сильные места Приморского края, нужна какая-нибудь комиссия из умных и незаинтересованных материально в лоббировании левых интересов людей, причем, работающих без отрыва от местного населения. Предлагаю такую группу создать. И наверняка есть опыт подобного развития за границей. Не только же плохое у них перенимать.