Координация усилий развития территорий Востока России и Северо-Востока Китая слабо выражена…
Китай традиционно является одним из важнейших торговых партнёров как для регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, так и для России в целом. В последние годы заметно усилилась заинтересованность обеих стран в дальнейшем развитии и углублении стратегического партнёрства, в частности координации развития приграничных регионов. В итоге 23 сентября 2009 года, напоминают авторы, «была одобрена «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 гг.».
Следует отметить, что с момента публикации Программы в российских средствах массовой информации обозначились две позиции относительно будущего российско-китайских взаимодействий.
Первая исходит из того, что подходы к развитию сотрудничества у России и Китая принципиально разные, поскольку практически все проекты на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока основаны на добыче сырья, а в северо-восточных провинциях Китая намечается создать обрабатывающие производства. При дешёвой рабочей силе китайская продукция создаст серьёзную конкуренцию аналогичным российским товарам. Ключевой целью политики Китая является получение доступа к энергетическим и сырьевым ресурсам, создание механизмов долгосрочной экономической привязки двустороннего торгово-экономического сотрудничества к своим интересам .
Вторая позиция носит менее эмоциональный характер, поскольку нельзя однозначно заключить, что расширение сотрудничества для России будет иметь только негативные последствия. Продукция ресурсной группы является важнейшей статьей российского экспорта, а транзитное положение предоставляет естественные возможности для развития транспортной, складской и обслуживающей инфраструктуры. Вследствие этого Китай рассматривается в качестве естественного партнёра России в Азии, поскольку обладает двумя необходимыми факторами производства: капитал и труд.
Для определения справедливости той или иной позиции необходим анализ содержания документа, а также промежуточных итогов его реализации.
Анализ текста Программы указывает, что на первый взгляд, это довольно нестрогий для исполнения документ ввиду отсутствия в нём жёстких механизмов его реализации.
Текст документа содержит немаловажную деталь: «Правительства двух стран будут оказывать содействие осуществлению проектов Программы, компетентными ведомствами, координирующими их выполнение, являются Министерство регионального развития РФ и Государственный комитет КНР». Из этого следует, что Программа, на первый взгляд, является нестрогим для исполнения документом ввиду отсутствия жёстких механизмов (организационных и финансовых) его реализации.
Цель Программы – достижение координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая, основные аспекты которых отражены в программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и «Плане возрождения экономики Северо-Восточного Китая». Выделяются следующие задачи:
1) обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры;
2) сотрудничество в сфере транспорта;
3) развитие зон сотрудничества;
4) укрепление российско-китайского сотрудничества в сфере трудовой деятельности;
5) сотрудничество в сфере туризма;
6) реализация ключевых проектов регионального сотрудничества;
7) сотрудничество в гуманитарной сфере;
8) межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Безусловно, главной задачей Программы является реализация ключевых проектов регионального сотрудничества. В приложении Программы отражены 205 ключевых проектов в восточных регионах России и северо-восточных провинциях КНР (94 – на российской территории, 111 – на китайской). Анализ показывает, что перечень ключевых проектов российско-китайского сотрудничества асимметричен с точки зрения отраслевой структуры.
Наибольшее количество проектов на Востоке России относятся к лесообрабатывающему производству. В основном, это строительство лесоперерабатывающих комбинатов в Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, в Иркутской, Амурской, Сахалинской и Магаданской областях, а также в Еврейской автономной области (ЕАО).
К числу крупнейших на территории России следует отнести проекты в горнодобывающей промышленности – освоение Быстринской группы месторождений, формирование Удоканского территориально-производственного комплекса, сооружение Дальневосточного горно-металлургического комбината в ЕАО, а также проекты по освоению месторождений угля. Следует отметить, что реализация отдельных проектов по добыче полезных ископаемых планируется в комплексе со строительством обогатительных и перерабатывающих производств на территории России.
В Программе отражено и сотрудничество в энергетической сфере. Особое внимание привлекают следующие направления:
экспорт электроэнергии из России в Китай из Амурской области;
усиление российско-китайского сотрудничества в комплексной переработке углей в Забайкальском крае, Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском крае, а также в Чукотском автономном округе;
обеспечение надёжного энергоснабжения изолированных и труднодоступных потребителей восточных регионов России за счёт строительства Ургальской тепловой электростанции и Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыма.
В то же время на территории Северо-Восточного Китая большинство проектов относятся к отраслям с трудоёмким производством:
химическая промышленность;
производство машин, оборудования и транспортных средств;
металлургия.
Планируется создание лишь одного предприятия по добыче минеральных ресурсов – в городе Инчунь, провинция Хэйлунцзян.
Наибольшее количество предприятий на территории Китая будет специализироваться на выпуске химической продукции. Производство продукции органической химии будет сосредоточено на предприятиях провинций Хэйлунцзян и Цзилинь. Сырьём для них станет импортируемая (в том числе из России) сырая нефть, природный газ, уголь и древесина. Предприятия неорганической химии (выпуск поликристаллического кремния) будут сосредоточены в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян. Наибольшее количество объектов чёрной и цветной металлургии предполагается создать во Внутренней Монголии КНР.
Планируемое китайскими властями создание специальных баз мирового уровня по промышленной переработке леса и увеличение объёма производства лесной продукции невозможно без укрепления взаимодействия с российской стороной. Китай планирует создание шести предприятий по глубокой переработке древесины и выпуску целлюлозы в зоне, приграничной с Россией (в городах Маньчжурия, Цицикар, Муданьцзян, Бэйчэнь и Хуньчунь).
Для оценки вероятности уступки Китаю стратегических ресурсов Востока России были проанализированы объёмы разведанных запасов и ресурсов природных месторождений, которые составляют основу инвестиционных предложений для китайских инвесторов.
Китайскому капиталу были предложены для разработки лишь четыре крупных месторождения минеральных ресурсов: Бугдаинское, Удоканское, Чинейское (Забайкальский край) и Савинское (Иркутская область). Последнее считается крупнейшим в мире, но добыча магния на нём не ведётся ввиду нерентабельности. Запасы меди на Ороекской площади в Магаданской области относятся к ресурсам с низкой долей вероятности их обнаружения. Остальные месторождения занимают малую долю в соответствующих запасах России. Из этого можно заключить, что возможный допуск китайского капитала в ресурсный сектор Востока России является несущественным. Нерентабельность разработки сдерживает освоение данных месторождений отечественными или зарубежными инвесторами. Следовательно, можно назвать весьма преувеличенными опасения по поводу уступки Россией Китаю стратегических ресурсов (выделено ДВ-РОСС).
В 2010 году региональными органами власти восточных регионов России в Минрегион РФ был прислан промежуточный отчёт о ходе реализации положений Программы. Каковы итоги первого года сотрудничества?
Во-первых, первоначальное количество проектов с российской стороны значительно сократилось. Исчезли крупнейшие по запасам Култуминское, Солонеченское, Чинейское и Удоканское месторождения Забайкальского края, комплекс переработки древесины на базе Чунского ЛПК в Иркутской области, Евгеньевское и Куликовское месторождения Амурской области, Соболиное, Ниланское и Согдюканское месторождения Хабаровского края, строительство заводов по выпуску строительных материалов в Бурятии, база по производству и сборке бытовых электроприборов «Артём», деревообрабатывающее производство в Приморском крае, Новиковское месторождение и заводы по выпуску строительных материалов в Сахалинской области, строительство Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области, Крутогоровское и Халактырское месторождение в Камчатском крае и все приоритетные проекты Чукотского АО.
Во-вторых, в течение года ни один китайский инвестор не осуществил капиталовложения в указанные проекты. Вообще, по проектам ситуация такая, что китайской стороне предлагается инвестировать в объекты, у которых уже имеется собственник. Горнообогатительные комбинаты Бугдаинский и Быстринский на базе одноименных месторождений будут построены в 2015 году инвестором ОАО «Норильский никель». Освоение Ново-Широкинского месторождения проводится собственниками рудника ОАО «Казцинк» и «Русдрагмет».
Лицензия на разработку Нойон-Тологойского месторождения принадлежит ООО «Байкалруд» (собственник – китайская компания), а Березовского – ООО «Лунэн» (собственник – китайская «Си-Ян»). Разработку полиметаллических руд в Нижнеудинском районе Иркутской области с 2007 года ведёт «Байкальская полиметаллическая компания» совместно с китайскими партнёрами. В ЕАО группой компаний «Петропавловск» реализуется инвестиционный проект по формированию производственно-транспортного комплекса, связанного с разработкой Кимканского и Сутарского месторождений, строительством на их основе ГОКа и металлургического завода с последующим экспортом продукции по мостовому переходу в Китай. Весьма показательно, что по предложениям инвестиционных проектов в 2010 году наиболее стандартными фразами региональных властей стали: «Ведётся поиск инвестора» и «Информация не предоставлена».
В-третьих, нет ясного разграничения между китайским инвестором и любым другим. Некоторые регионы (например, Чукотский АО) вообще не предоставили Минрегиону РФ приоритетные проекты исключительно для китайских инвесторов, в других – ситуация схожая. Так, правительством Сахалинской области по одному из проектов было чётко указано, что иностранные организации, в соответствии с российским законодательством, имеют равные права в вопросах подряда и инвестирования.
Более того, наблюдается привлечение инвестиций из Республики Корея в ряд проектов, изначально включенных в Программу (например, в Халактырское месторождение). Заметим, что в Минрегионе РФ составили перечень проектов для корейской стороны, очень похожий на предложения в Программе.
Для реализации представленных в Программе проектов необходимы довольно серьёзные инвестиции, гарантировать предоставление которых в принципе готово правительство КНР. При этом российско-китайское инвестиционное сотрудничество в восточных российских регионах не отличается динамизмом. Лидерами по вложению капитала продолжительное время являются европейские компании. Несмотря на то, что Китай – крупный потребитель продукции минерально-сырьевого и лесного секторов, его доля в общем объёме привлеченных иностранных инвестиций в ресурсный сектор Востока России несущественна.
Координация усилий развития регионов Востока России и Северо-востока Китая слабо выражена ввиду того, что китайские регионы становятся конкурентами для российских в привлечении инвестиций как крупнейших отраслевых корпораций КНР, так и любых других крупных зарубежных инвесторов.
Сама по себе идея обеспечения российским сырьём потребностей экономики Китая понятна. Но в каких объёмах и так богатому природными ресурсами региону КНР необходима продукция низких переделов из России (за исключением леса и нефти)? Очевидно, что любой инвестор, который займётся, к примеру, разработкой месторождений природных ископаемых или постройкой лесоперерабатывающих мощностей, не будет ограничивать экспорт своей продукции только китайским направлением, а будет его осуществлять в любую страну, руководствуясь максимизацией прибыли.
Следует также добавить, что северо-восточные провинции Китая, прежде всего Хэйлунцзян, являются посредниками в товаропотоках между северными и центральными провинциями страны, с одной стороны, и Востоком России – с другой. С учётом этого аргумента координация усилий совместного развития, представленная в Программе, теряет всякий смысл.
Безусловно, указанная Программа – лишь пакет инвестиционных предложений со стороны региональных властей (российских и китайских). Естественно, что он будет меняться из года в год: жёстких ограничений здесь не существует. Сегодня восточные регионы России испытывают дефицит в трудовых ресурсах по целому ряду рабочих специальностей, однако, никаких особых привилегий в квотах китайские рабочие не получат – их будет нанимать на общих условиях генерального подряда и субподряда.
Вместе с тем сам факт появления Программы указывает на то, что руководство обеих стран осознает необходимость экономического взаимодействия. Его основой должно стать инвестиционное сотрудничество, опирающееся на взаимодействие в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоносителей, формирования в Северо-Восточной Азии интегрированной транспортной системы, активного обмена инновационными технологиями и их внедрения в экономическую практику обеих сторон. В долгосрочном периоде экономическая интеграция могла бы не только положительно сказаться на развитии традиционных отраслей специализации Дальнего Востока и Восточной Сибири, но и способствовать созданию здесь новых перспективных производств. Однако это будет зависеть от своевременного появления крупных инвесторов, готовых вкладывать средства в перспективные отрасли развития российских регионов».
Добавить комментарий