Top.Mail.Ru

Минздрав Приморья: От COVID-19 будет страдать психика

Как влияет пандемия COVID-19 на психическое здоровье людей, как сохранить эмоциональное равновесие в современных условиях – на эти и другие вопросы ответила кандидат социологических наук, медицинский психолог отделения судебно-психиатрических экспертиз краевой клинической психиатрической больницы Владивостока Екатерина Буравлева в программе «Среда без коронавируса» на канале «Общественное телевидение Приморья», передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу правительства края.

– Почти два года мы живем с COVID-19. Как это повлияло на общество в целом?

– Общество изменилось. Произошло то, о чем говорили в самом начале пандемии психологи, ученые, когда прогнозировали рост эмоционального напряжения у людей. Прогнозировали, что будет происходить поляризация общества, расслоение, разделение на противоборствующие лагеря. Мы сегодня это наблюдаем.

Все это связано с тем, что пандемия меняет привычные правила игры и нам приходится адаптироваться, искать новые решения. Люди так устроены – нам хочется стабильности и постоянства. Пандемия внесла значительные изменения в жизнь общества и каждого человека, предъявила повышенные требования. Люди по-разному реагируют на изменения. Кто -то уходит в тревоги, страхи, кто-то замыкается в себе. А у кого-то идет рост эмоционального напряжения, что выливается в агрессию, стычки, конфликты.

Однозначно пандемия меняет наше общество и каждого из нас. И не всегда эти изменения носят положительный характер.

– Эти изменения предсказуемы, мы становимся улучшенной версией себя?

– По-разному. Зависит от того, насколько много ресурсов у человека, чтобы с этими изменениями справиться. Любые экстраординарные ситуации – это стресс, нам нужно приспособиться к новым условиям. Реакции наши могут отличаться. Классическая триада – бей, беги или замри. И как мы будем действовать, зависит и от особенностей нашей физиологии, нервной системы, от характера личности и окружения. Предсказать можно, если был похожий опыт.

– У нашего общества был похожий опыт?

– На самом деле да. В 90-е годы были социально-экономические изменения. Там тоже общество меняло свой строй. Это тоже стресс для каждого. Общая картина пандемии будет оценена много позже, ведь процессы идут, требуется осмысление.

– Как защититься от агрессии? Сейчас люди высказывают свою злость повсюду.

– Сложно давать рецепты. Нужно принять ситуацию такой, какая она есть. Нас часто злит то, что идет не по нашему плану, не так, как мы хотим, привыкли или спланировали. Нас это раздражает или расстраивает. И надо просто принять, что сейчас процесс идет вне зависимости от нашего желания и ожидания. Может, тогда будет немного проще.

Через год с начала пандемии, когда уже были наработки и время на осмысление, психологи говорили о необходимости принятия. Ведь какой был настрой – «сейчас быстро посидим на изоляции и все пройдет». А тут мы видим, изоляция не помогла, вакцинация оказалась небыстрым процессом. Сейчас нужно принять, что мы не всесильны, что не все идет по нашему плану. Хотя это непопулярная точка зрения.

– Влияние COVID на психическую стабильность человека отмечаете?

– COVID – системное заболевание. Здоровая психика не бывает без здорового тела. Это невозможно разделить. Нельзя иметь телесные заболевания и быть при этом психически здоровым. От COVID-19 психика будет страдать, и, вероятно, это будут несколько отсроченные результаты.

– Почему люди охотно верят в нелепые истории и с трудом верят официальным источникам?

– Это началось не с коронавирусом. Как мне кажется, это связано с кризисом доверия в нашем обществе. Доверие в последнее время превратилось в товар, который можно купить, продать, подделать. И в этом кризисе доверия чаще люди будут опираться на собственный опыт и свое ближайшее окружение. На разные источники, подтверждающие личную точку зрения.

– Кадры из «красной зоны» не пугают людей. Почему?

– Поэтому и не пугают, что сильно страшно. Мы не можем постоянно существовать на высоте аффекта. Не можем постоянно бояться, поэтому включаются защитные механизмы.

Второе – особенность нашего ума. То, что психологи называют предрасположенностью в пользу своего «я». Мы так запрограммированы, это адаптационный механизм, чтобы оценивать себя выше среднего, пребывать в состоянии оптимизма на счет себя. Они тоже срабатывают.

– Какие изменения видите вы, как специалист?

– Тревоги, страхи и переживания, в некоторых случаях отрицание проблем. Реакции могут быть разные. Я для себя стараюсь держать информационную диету.

Избыток информации повышает уровень тревоги, зачастую ее много, она противоречивая и человек пытается выбрать, на чью сторону встать. Метание и неопределенность повышают нервную напряженность.

– Как человеку сохранить равновесие?

– Психическое здоровье не может быть без здоровья физического. Самое простое, что мы можем сделать, это сконцентрироваться на своем телесном самочувствии. Банальные вещи, но они рабочие – обратите внимание на сон, достаточно ли физической активности и сбалансировано ли питание.

Для нашего психического здоровья очень важен теплый, близкий контакт с другими людьми. Мы социальные существа. Мы без других людей теряем свой человеческий облик. Летом 2020 года психологи уже начали отмечать «одичание» людей – фиксация больше на физиологическом выживании и потеря культуры, морально-нравственного облика. Потому что была изоляция, мы были не в контакте.

Вообще развитие науки и техники, с одной стороны, делает нашу жизнь более комфортной и защищенной. Людям кажется, что они неуязвимы, с ними ничего не может произойти, они защищены. Но это не так. Как бы наука не развивалась, люди будут уязвимы и с этим надо научиться жить.

– Кто тяжелее реагирует на изменения: мужчины или женщины?

– С точки зрения психологии, мужчины – слабый пол. Если мы посмотрим на статистику психических расстройств, увидим, что мужчин больше. Посмотрим на смертность – среди мужчин она выше. Женщины легче приспосабливаются, легче показывают свои тревоги и переживания. Но ведь если мужчина не показывает свои эмоции, это не значит, что он их не испытывает. Культура предписывает мужчинам не плакать, держать эмоции в себе, но они точно так же тревожатся.

– Возраст имеет значение? Мы на протяжении жизни одинаково боимся перемен?

– Сейчас к психологам и психиатрам чаще обращаются молодые люди. Я нашла два объяснения. Обращаются с жалобами на тревоги, страхи, снижение фона настроения, нарушения сна. И тут кроется первое объяснение: молодые более осведомлены, что есть психологичная помощь. Вторая сторона – у более старшего поколения есть опыт и мудрость. Они пережили не одно потрясение и катаклизм. Они выжили однажды и это им дает некие силы справиться.

– В каких случаях лучше обращаться к психиатру? Мы способны выбраться из любой ситуации сами?

– Не стоит бояться прийти и заявить о проблеме. На учет ставят лишь людей с очень тяжелыми заболеваниями. В остальных случаях оказывается консультативная помощь.

К специалисту нужно обратиться, когда вы видите любые изменения. Когда привычная жизнь и ее требования становятся чрезмерными, невыносимыми и с ними тяжело справляться. Когда на привычные задачи нет физических и моральных сил. Чем раньше вы обратитесь, тем выше шансы быстрее проблему преодолеть.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика