Top.Mail.Ru

49 дней в Тихом океане дрейфовала баржа с четырьмя советскими солдатами пока их не спас авианосец США

17 января 1960 года начальник штаба Тихоокеанского флота получил срочное донесение: «…в 09:00 по местному времени в результате сильного шторма со швартовки в заливе острова Итуруп была сорвана самоходная баржа «Т-36». Связь с судном отсутствует. На борту…
17 января 1960 года баржу сорвало со швартовки и унесло в открытый океан на целых 1700 км.
Солдаты были спасены 7 марта 1960 года: их заметил американский авианосец «Кирсардж».


История этого невероятного происшествия в советское время была у многих на слуху. Участники того дрейфа: Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов.

Сегодня же если вы спросите у кого-то из молодых: «слышал ли ты про Зиганшина и баржу, что дрейфовала 49 дней в открытом океане?». Скорее всего, услышите удивлённое нет.
49 дней пробыть в Тихом океане, не особо надеясь на помощь, имея запас продовольствия лишь на 3 дня. Да, это настоящая история про выживание и борьбу со стихией.

Баржа «Т-36»
На барже «Т-36» находилось 4 человека: военнослужащие СССР, все молодые солдаты-срочники. Фактически они жили на барже: на ней были оборудованы спальные места, была печка, небольшая кухня.
Баржи на острове Итуруп в основном использовались для хозяйственных нужд: например, помочь разгрузить или загрузить корабли.
Таких самоходных барж было несколько на острове, в том числе и «Т-36».
Надо сказать, что этого происшествия могло бы и не произойти: так как начиная с декабря в тех краях часты сильные штормы. Поэтому баржи на острове Итуруп в середине декабря были вытащены на берег: чтобы и сезон штормов переждать, и починится, если нужно.
Но позже 2 баржи (в том числе и Т-36) вернули в залив: нужно было срочно помогать разгружать корабль, который пришёл с опозданием (холодильник с мясом).

Что произошло 17 января 1960-го года?
Баржи стояли в 200 метрах от берега, Т-36 пришвартовали к бочке, а к Т-36 — другую баржу (всё происходило в заливе Касатка).
Баржи были в связке, когда ночью начался сильный шторм. А потом лопнул трос, который соединял баржи с бочкой.
Действовали так:
Сначала разъединили баржи, чтобы не ударяться друг о друга;
Далее Т-36 запустили двигатели и отошли от берега, чтобы не разбиться о скалы на берегу;
Была попытка бросить якорь;
Но: плохая видимость, очень сильный ветер, снег и дождь мешали бросить якорь.
Поэтому просто выключили двигатели.
Более 10-ти часов они, то приближались к берегу (с выключенными двигателями), то отдалялись (включая их снова).
А потом случилось так, что над островом прошёл циклон: ветер сменил направление, и баржи стало сносить в открытый океан.
Ребята с баржи «Т-36» решили, что здесь только один выход: выброситься на берег. Лучше так, чем неизвестность в океане.
Но, если второй барже повезло и они смогли выброситься на берег, то у «Т-36» всё было печальнее: сначала они наткнулись на скалу и образовалась пробоина в барже, потом закончилось топливо и их стало относить от берега.
Радиостанция перестала работать: попала вода и разрядились батареи питания. Хорошо, что смогли заделать пробоину из подручных средств.
Был отправлен корабль, чтобы найти баржу (или её следы), солдаты обследовали берега острова, а как только погода улучшилась — в разведку полетел самолёт.
Именно солдаты и нашли какие-то обломки, принадлежавшие ранее барже: ящик из-под угля с номером: Т-36 и один спасательный круг.
Версия была такова: что баржа затонула, а экипаж пропал без вести.

49 дней борьбы за жизнь:
На том спасательная операция была закончена.
Но борьба людей за свою жизнь только началась. Потому что баржа не затонула, а все члены экипажа были целы.
Кстати, район, где предположительно дрейфовала их баржа с середины января до середины февраля закрывался для авиации и кораблей. Причина: испытание Советским Союзом межконтинентальных баллистических ракет.
Экипаж баржи об этом узнал из газеты (там была и карта района, который закрывался) «Красная Звезда», обрывок был найден в рубке. Соответственно, они уже тогда думали, что возможно до февраля их никто искать и не будет.
Поэтому с самого первого дня был введён режим жёсткой экономии пресной воды и продуктов.
Запас продуктов, что был на барже:
• почти 2 ведра картошки, 1 буханка хлеба, 1,5 кг смальца, 1,5 банки тушёнки из свинины, почти 1 кг пшена с горохом, пачка чая, пачка кофе, примерно 50 спичек.
• вода: остаток, который был в чайнике; ещё был запас пресной воды (больше 120 литров), которой охлаждали двигатели. Как описывает Зиганшин: «рыжая, и с металлическим привкусом».
Поэтому собирали дождевую воду, когда могли.
Топливо для печки использовали самое разное: всякую ветошь, автомобильные покрышки, доски от ящиков итд.
Несмотря на решение об экономии продуктов, Зиганшин убедил товарищей, что нельзя резко переходить на скудный рацион, так как можно сразу ослабнуть. Поначалу в день на каждого приходилось три картофелины, две ложки крупы и две ложки свиной тушёнки, но вскоре рацион сократился до одной картофелины и одной ложки крупы на человека. 27 января экипаж отметил день рождения Крючковского удвоенной нормой — по две картофелины и по две ложки крупы на человека. В качестве подарка было решено преподнести имениннику ещё одну порцию воды, но уговорить его принять такой подарок не удалось, и вода была поделена на всех четверых.
Кроме экономии продуктов экипажу приходилось постоянно откачивать воду из баржи, скалывать лёд.
Выдержать то тяжёлое время им помогли книги, которые нашлись в рубке и гармошка, на которой играл Поплавский.
Запасы еды, которые сами по себе были очень маленькими, они смогли растянуть на 37 дней.
А дальше пришлось питаться тем, что удавалось найти и употребить в пищу или что было похоже на пищу.
Мы кожаный ремень порезали в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели.
Все эти дни Асхат Зиганшин писал записи в бортовой журнал.
Самая последняя неделя перед спасением была и самой тяжёлой: члены экипажа сильно ослабли, находились в полубреде, мёрзли.
Температура воздуха не поднималась выше 7 градусов.

Спасение:
К счастью, 7 марта 1960 года их обнаружил самолёт авианосца «Кирсардж», он выполнял патрулирование территории.
Позже врач, который осматривал солдат, сделал вывод, что каждый из них потерял в весе примерно 15-20 кг.
Кстати, они и у американцев отличились: не набросились на еду, вели себя достойно.
А ребята с баржи стали знаменитостями, хотя поначалу были у них страхи, что могут счесть врагами родины или дезертирами. Всё-таки спасли их американцы…А тогда была «холодная война».
Но всё обошлось.

Что дальше?
У американцев четвёрка простых советских ребят стала знаменитой: пресс-конференции, интервью, почётные граждане Сан-Франциско.
Предлагали остаться в штатах, но подкупить не смогли.
А на Родине каждый был награждён орденом Красной Звезды.
И…понеслись встречи, выступления. Почти каждый пионер, школьник и советский человек в те времена слышали имена четвёрки, что так отважно боролись за свою жизнь.
Про эту историю сняли художественный фильм «49 дней» режиссёр Генрих Габай, а также В. Высоцкий написал песню: «Сорок девять дней».

Было и народное творчество…

Там на Тихом океане
Тонет баржа с лабухами
Чуваки не унывают
Рок на палубе долбают
Зиганшин — рок, Зиганшин — буги
Зиганшин сорок дней на вьюге,
Зиганшин — буги, Зиганшин — рок,
Зиганшин съел второй сапог
Это отрывок из песни, где Зиганшин реальный участник той самой истории. И да, ему как-то пришлось в один из тяжёлых дней с товарищами съесть сапоги.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика