Как формируются цены на поездки в такси?
Авторы проанализировали стратегии лидеров цифровых экосистем в бизнесе и свойства экосистемных стратегий крупных игроков разных индустрий, в частности такси. По их мнению, сервисы такси — яркий пример комплексности платформенных ценовых стратегий: разница в цене за одну и ту же поездку через популярные агрегаторы в разные дни недели может достигать 1,5 раз.
Сложность стратегий ценообразования в сфере такси объясняется временем — ключевым фактором, осложняющим принятие решения по цене. Пассажир обычно хочет совершить поездку как можно скорее, а водитель не хочет простаивать без оплаты — в итоге обе стороны при определенных условиях могут согласиться на не самую выгодную сделку. «Усложняет ситуацию и то, что спрос на такси в целом имеет волнообразный характер: в какие-то моменты он может превышать предложение, тогда рынок покупателя превращается в рынок продавца», — утверждается в докладе.
Сравнивалась стоимость поездок у агрегаторов «Яндекс.Такси», Uber и «Ситимобила» и выяснили, что разброс цен у них в разные дни может достигать 1,5 раза. «Яндекс.Такси» и Uber принадлежат одной компании — MLU B.V. (совместное предприятие российского «Яндекса» и американской Uber), поэтому стоимость поездки у них имеет высокую степень корреляции, говорится в докладе. Разница в цене поездки у разных сервисов такси в разные дни недели может доходить до нескольких сотен рублей, при этом самый сильный разброс цен был зафиксирован у «Ситимобила».
Оказалось, что «Ситимобил» «более чутко реагирует на колебания спроса на рынке — теоретически результатом должно быть более короткое время ожидания машины в часы пик. Такая стратегия может быть более прибыльной (поскольку вознаграждение платформы пропорционально сумме цен всех совершенных сделок). Однако здесь может быть и обратная сторона: систематическое превышение цены над конкурентным предложением в моменты пикового спроса может создать у потребителей впечатление, что услуги компании в принципе являются более дорогими. Несмотря на то, что это впечатление в целом будет объективно неверно, часть потребителей может перестать сравнивать цены при каждой возможной сделке и полностью переключиться на платформы конкурентов. Впрочем, у другой части потребителей может сформироваться устойчивый имидж “более быстрого” сервиса».

Добавить комментарий