Top.Mail.Ru

Страницы истории. Как советские ледокольщики спасали китов у берегов США

В октябре 1988 года два корабля Дальневосточного морского пароходства: ледокол «Адмирал Макаров» и судно усиленного ледового класса дизель-электроход «Владимир Арсеньев» выполняли специальное задание: доставку советских полярников на дрейфующую арктическую станцию СП-31, передает ДВ — РОСС
со ссылкой на Военвед.

Моряки выгрузили полярников, грузы, совместно обустроили арктический городок, подняли над ним красный флаг. И 22 октября собрались отчаливать домой, в порт приписки Владивосток, где ждали жены и дети. Но срочная радиограмма изменила их планы.

Дизель-электроход «Владимир Арсеньев». Источник: gorod-812.ru

Радиограмма гласила: «По окончании работ следуйте в район мыса Барроу на оказание помощи по вызволению из ледового плена китов».
Какие еще киты? Мыс Барроу это американская пограничная зона, засекреченная, без специального разрешения американских властей туда хода нет. Неизвестны глубины и совершенно нет навигационных карт. Но приказ есть приказ, и советские ледоколы повернули в сторону Аляски.
Выяснилось, что за советской помощью обратилась американская сторона, а именно директор Всемирного общества охраны природы Д.Уолш и президент Всемирной федерации по охране китов Б.Миллер. Их обращение поддержал президент Соединенных Штатов Р. Рейган. А советский посол Дубинин брался урегулировать все вопросы прохождения американской государственной границы.
То есть, обе официальные стороны объединили свои усилия в одном деле. И это было необычно, но в 1988 году стало наступать потепление между мировыми державами. Советский Союз выводил войска из Афганистана, американский президент, впервые за много лет, собирался прилететь в Москву. Так что же случилось?

Источник: vesselfinder.com
Оказалось, что неподалеку от побережья в ледовом плену оказалась семья серых калифорнийских китов. Они находились в мелкой прибрежной лагуне, когда ударили сильные морозы и десятикилометровый путь до большой воды сковало крепким льдом.
Киты барахтались в замерзающей полынье и не могли пробиться к морю. Залив местами промерз до самого дна, а всю надводную поверхность пути сковал крепкий лед, который киты не смогли пробить своими спинами. У них просто не осталось сил на эту титаническую работу, а открытая вода китам жизненно необходима, чтобы дышать.

Случайно китов-бедолаг заметили местные эскимосы с мыса Барроу. Все население поселка выбежало на помощь. Взрослые мужчины рубили лед электропилами, топорами и баграми, не давая полынье застыть, женщины и малышня черпали ведрами ледяную крошку. Но полынью все равно неумолимо затягивало.
Эскимосы решили вырубить во льду цепочку майн до большой воды и даже продвинулись на 1,8 мили, но не все киты сориентировались, куда нужно плыть, самый маленький растерялся и в очередной проруби вынырнуло только двое взрослых. А дальше путь преградили торосы в пять метров высотой, и теперь уже люди не смогли через них пробиться.
Нужна была другая мощная сила, чтобы сдвинуть льды с места и привести их в движение. И такая сила имелась только у советских ледовых судов.
Источник: rg.ru
Николай Шаталин, гидролог ледокола «Адмирал Макаров» вспоминал:
«Сложность предстоящей операции определялась малыми, до 3-4 метров, глубинами. Предполагалось, что «Макаров» приблизится к мысу миль на семь, а «Арсеньев» на пару миль поближе.
Шли к Барроу среди тяжелого канадского льда, пакового, многолетнего, в сморози с молодым. По радио вещал зампред Госкомгидромета, что киты отощали, а морды порезали льдом…»
Ночью 26 октября ледоколы остановились, ожидая дальнейших распоряжений. Работать в ночных условиях, в незнакомом рельефе, было опасно. Ночное небо осветили прожекторы, это прибыл американский вертолет. Из него тут же высыпали репортеры с фотоаппаратами и телекамерами. Американцы любят любое событие обыграть в виде шоу.
Но главным на вертолете оказался американский адмирал ВМФ США Зигмунд Петерсон, руководитель спасательной операции. Он рассказал суть дела и выразил надежду, что советские моряки смогут помочь в этом деле. Моряки были готовы, но вот позволит ли многометровый прибрежный лед взломать себя?
Гидролог Шаталин полетел с американцами на разведку. Спустя какое-то время в свете прожекторов он увидел полынью, из которой торчали головы китов. Киты уже привыкли к вертолетному шуму и не боялись людей, позволяли гладить себя. Они понимали, что люди — это их последняя надежда.
Утром ледокол «Адмирал Макаров» приступил к штурму ледовой крепости. Ледокол разгонялся и с силой бил носом об торосы. Торосы не поддавались. «Макаров» повторил попытку. Тщетно. Затем еще раз. Не вышло. И еще раз. Раз за разом ледокол разгонялся и обрушивался на ледяную твердыню. На исходе второго часа капитан Сергей Решетов принял решение.
Ледокол дал задний ход, затем разогнал все свои девять дизельных машин на полную мощность и обрушил мощный удар об лед такой силы, что лед дрогнул и стал расступаться, крошиться под массой ледокола. Дело пошло на лад. Выбив все большие торосы на пути, «Адмирал Макаров» уступил место более легкому «Владимиру Арсеньеву». Дизель-электроход принялся нарезать полосу канала к последней майне, в которой задыхались киты.
Источник: vladnews.ru
Но когда до китов осталась последняя миля — «Арсеньев» уперся в непроходимый лед. А близость мелей не давала кораблю развернуться, экипаж опасался, что «Арсеньев» сядет на грунт. Капитан электрохода, Руслан Зайнигабардинов, принял решение уходить из канала задним ходом.
Что же делать? Решение пришло само. На вахту снова заступил «Адмирал Макаров» и чуть ли не на брюхе, ползком, вспарывая гребными винтами грунт, уверенно пошел вперед. Положение судна складывалось критическое, грунт затягивало в трубы гребного вала, в кингстоны, под угрозой оказались трубопроводы охлаждения дизелей, но отступать было нельзя. Проломив преграду до относительно легкого льда, «Макаров» вновь уступил дорогу «Арсеньеву».
И электроход ювелирно маневрируя среди мелей пробил канал до последней майны. Киты были спасены. Люди на льду и люди на палубах хлопали друг другу, удивляясь своей самоотверженности и Большому чуду, которое пришло на помощь. Киты осторожно двинулись к выходу.
Вечером 27 октября 1988 года в поселок Барроу позвонил президент Америки Рональд Рейган и поздравил всех с успешной миссией по спасению китов. Но радоваться было рано.
Выяснилось, что киты снова застряли, только теперь в проходе, где скопились остатки льдин, скованные морозом. Раздвинуть льды носами у китов уже не оставалось сил. И снова на помощь пришел «Арсеньев», он почистил канал и вызволил из плена обессиленных млекопитающих.
Американское издание «Юнайтед Пресс Интернейшнл» так писало об этом случае:
«Невероятная команда из эскимосов, ученых, экологов, нефтяников и советских моряков провожала двух калифорнийских серых китов… в последний раз замеченных в кильватере русского ледокола на пути к свободе открытого моря…»
В 2012 году на экраны вышел американский фильм «Большое Чудо» (в российском прокате он шел под названием «Все любят китов»), снятый по одноименному роману Тома Роуза, который рассказывал о спасении серых калифорнийских китов в том памятном октябре 1988 года. Вот только советским морякам в этом фильме отвели совсем немного места.

Текст подготовил Юрий Бусел

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика