«Робофест Challenge 2023» собрал в ДВФУ более 140 команд юных робототехников
В кампусе ДВФУ талантливые ребята, а точнее их миниатюрные творения, решали задачи «Энергетики будущего» – такова тема этого года. На практике это означает, что юрких роботов необходимо было научить следовать маршруту, доставляя «ресурсы» на «заводы» и забирая полученную «энергию».
Полем для операций построенных школьниками машин стали расчерченные карты-столы, роли заводов выполняли макеты, а ресурсы – это разноцветные кубики Lego. На ферму солнечных батарей, гидроэлектростанцию, ветрогенератор и нефтяной завод нужно было доставлять блоки соответствующего цвета. В старших группах задание сложнее – затем блоки нужно было от заводов развезти «потребителям». Никакого дистанционного управления – машиной руководит написанная программа.
Организатором соревнований стал Центр развития робототехники, а принял у себя участников ДВФУ. В кампус университета приехали не только местные робототехники, но также гости из Артёма, Уссурийска, Находки, Арсеньева, Партизанска, Пограничного, села Спасского, Штыково, Биробиджана и Комсомольска-на-Амуре. Участники соревнований делились на 15 категорий – по возрастам и используемым конструкторам.
«Сейчас множество всяких конструкторов есть, и российские в том числе разрабатываются. Вот например LEGO Mindstorms позволяет развивать конструкторские навыки, потому что можно собирать из него совершенно разные механизмы: захваты, подъёмники, конвейеры – всё, что угодно. Можно придумывать их, а это, на самом деле, самое сложное – конструирование. Затем нужно всё это подключить к блоку и запрограммировать: изучить язык [программирования], все алгоритмы, написать программу, залить её… Очень многому может научить роботехнический конструктор», – рассказал Антон Осипов, главный тренер Центра развития робототехники во Владивостоке.
Для выполнения поставленных задач собранный робот должен распознавать чёрную линию под собой, цвета «кубиков-ресурсов», захватывать опознанные объекты и строить маршрут к конечной цели. Но добивались этого юные конструкторы совершенно по-разному. Так, в категории Hello, Robot! Profi участвовали те, кто не ограничивал себя определённым набором деталей: они печатались на 3D-принтере, вырезались и подгонялись самостоятельно – всё ради скорости и функциональности.
«У какого-нибудь «майндсторма» (LEGO Mindstorms. – Прим. Новоcтей VL.ru) есть всего четыре порта для датчиков, четыре порта для моторов. А у меня здесь стоит девять как минимум датчиков, четыре сервомотора, четыре коллекторных мотора. <…> Если бы на Lego это собирали, то конструкция была бы огромная – даже не влезла бы в измерительный куб. То есть мой робот и компактнее, и вычислительных возможностей у него больше», – описал своего помощника Андрей Самойленко, Центр развития робототехники, Владивосток, команда «Робик».
«Робофест» в этом году может похвастаться разнообразной программой. Например, участники категории Scratch создавали по теме соревнований анимированные истории или компьютерные игры, выполненные в среде программирования Scratch. Была и отдельная категория программирования с задачами разной сложности.
Впервые организаторы провели хакатон для тренеров. Самым опытным гостям соревнований дали задачу за три часа собрать и запрограммировать робота – при этом задание, которое должна выполнить такая машина, озвучили в последний момент. Также впервые в рамках соревнований представлена категория «Подводная робототехника» для 4-7 классов: в первый день состязаний ребята выполняли миссию по диагностике подводного кабеля в «акватории-аквариуме». Победила команда владивостокской школы № 33.
И ещё одно новшество этого года – региональный этап международных STEAM-соревнований по робототехнике (ранее First Lego League – FLL), организованных при поддержке компании GS Group. Эта аббревиатура подразумевает комплексный подход к обучению, объединяющий естественные науки, технологию, инженерное искусство, творчество, математику. Соответственно, участники в первую очередь должны были подготовить и защитить проект, посвящённый теме сезона – альтернативным источникам энергии. В «Играх роботов» участвовали только конкурсанты из-за старшей группы.
«Сама «Игра роботов» – это лишь 25% от максимального количества баллов, которые может заработать команда. Остальные критерии – это командная работа, осознанность проекта, инновационность проекта и многие-многие другие. Их команды защищают отдельно. STEAM-соревнования представлены на «Робофесте» впервые. У нас пока немного участников – всего 10 команд в этом году. В следующем мы планируем увеличить их количество как минимум вдвое», – отметил Андрей Заревич, руководитель отдела комплексных IT и мультимедийных решений компании GS Group.
Напомним, Robokids Challenge и «Робофест – Владивосток» Центр развития робототехники во Владивостоке организует в девятый и десятый раз соответственно. В прошлом году их объединили в рамках «Робофест Сhallenge 2022» и также провели на площадке ДВФУ – состязания были посвящены теме грузоперевозок.
Источник — «Новости» VL.ru
Добавить комментарий