Визит в КНДР: признание Тито
«Тито, к удивлению, является видным деятелем в мире социализма и капитализма, а также влиятельным человеком среди неприсоединившихся стран. Он как один из инициаторов Движения неприсоединения и поборник «социалистического самоуправления» пользуется большой репутацией. Тито, последняя фигура из лидеров Движения неприсоединения, несмотря на свой преклонный возраст, отправился в далекую поездку на Дальний Восток. В чем цель его поездки? Она, по-видимому, в том, чтобы он на встрече с Президентом КНДР Ким Ир Сеном обсудил вопросы, связанные с переживающим трудности Движением неприсоединения, и изыскал меры к решению для придания новой оживленности этому движению».
К тому времени Движение неприсоединения скатывалось в пропасть кризиса из-за происков сил, пытающихся расколоть и дезорганизовать это движение.
Такое положение очень терзало душу Тито, инициатора и старейшего лидера этого движения. И он решил: нет другого выхода, кроме как в КНДР встретиться с Президентом Ким Ир Сеном, и, отвергнув предложения своих помощников – передумать визит в эту страну с учетом своего возраста и здоровья, отправился в поездку в КНДР.
На переговорах Тито подробно рассказывал Ким Ир Сену о положении дел Движения неприсоединения.
Послушав его, Ким Ир Сен говорил: в общем, империализм идет к упадку и развалу, а силы, выступающие против империализма, растут; хотя усиливаются подрывные действия империалистов, Движение неприсоединения получает дальнейшее развитие; рост движения – это означает, что столько же увеличиваются выступающие против империализма силы; сейчас это движение переживает ряд трудностей, но это является всего временным и частичным явлением. Империалисты, продолжал он, лезут из кожи вон, чтобы подорвать сплоченность неприсоединившихся стран; некоторые страны, не сплотившись между собой, разобщены из-за интриг империалистов, которые боятся сплоченности неприсоединившихся стран. Спор между неприсоединившимися странами – это, говорил он, следствие подстрекательства империалистов и их колониального господства.
Согласившись с ним, Тито спрашивал: каким образом предотвратить этот раскол. Вопрос настолько такой сложный, что у него нет пути его решения. Так он высказал свои душевные переживания.
Вникнув в его душу, Ким Ир Сен советовал: чем гнуснее становятся попытки империалистов расколоть Движение неприсоединения и сложнее – спорный вопрос, возникший между неприсоединившимися странами, тем чаще организовать собрания неприсоединившихся стран; для успешного регулирования всех вопросов в Движении неприсоединения мало одного совещания министров иностранных дел неприсоединившихся стран.
Внимательно слушая его, Тито еще ближе сел к столу на переговорах. Ким Ир Сен высказался: если трудно созвать совещание неприсоединившихся стран на высшем уровне, то можно в удобное время часто организовать совещания на уровне премьера-министра или замглавы государства; это содействует решению разногласий и экономическому сотрудничеству между неприсоединившимися странами.
Тито полностью согласился с его мнением. Он сказал, что некоторые силы, выступая с понятием «страна третьего мира», противопоставляют его к неприсоединившимся странам, и попросил его дать ценный совет и по этому вопросу.
И Ким Ир Сен говорил: в состав Движения неприсоединения входят и социалистические страны, и поэтому мы не можем провести грань между странами третьего мира и неприсоединившимися; мы считаем, что большинство из стран третьего мира составляют неприсоединившиеся, и естественно включить все эти страны в одну категорию.
Тито, выражая полное согласие с ним, сказал, что это новая формулировка третьего мира.
Вечером того же дня он, рассказывая сопровождающим о своем большом впечатлении от встречи с Ким Ир Сеном, говорил: товарищ Ким Ир Сен – очень мудрый человек. Он совершил большое дело, и следующим поколениям, может, нечего делать. В Корее я стал моложе лет на десять. Действительно, не хочу уезжать из этой страны.
Добавить комментарий