На Камчатке создадут судоремонтный кластер за 4,5 млрд рублей
На Камчатке создадут судоремонтный кластер за 4,5 млрд рублей сайт группы «НОРЕБО». Компания должна выйти на ремонт не менее 60 средних и малотоннажных судов в год
Проект группы «НОРЕБО» по формированию на Камчатке судоремонтного дивизиона «РЕМ-НОВА ДВ» получил статус приоритетного. На заседании президиума правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока под председательством полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева определена модель его финансирования. Подробности — в материале ИА Vostok.Today.
Рыбопромышленная группа «НОРЕБО», напомним, приобрела Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод («ПСРЗ») в 2021 году. Компания решила организовать судоремонтный кластер и объединила этот актив с компанией «Судоремсервис». Так появилось предприятие «РЕМ-НОВА ДВ».
Камчатское судостроение ведет свою историю со второй половины 30-х годов прошлого века, однако в последние годы отрасль пришла в упадок. На устаревшем оборудовании «ПСРЗ» не мог конкурировать с зарубежными компаниями.
Рыболовецкий холдинг решил заняться восстановлением сервисного сегмента еще до санкционного кризиса. И оказалось, не зря. После введения ограничений российские компании столкнулись с проблемами организации судоремонтных работ на западных вервях.
Проект «НОРЕБО» предполагает создание мощностей для организации докового и навигационного ремонта, а также техническое обслуживание судов промыслового и транспортного флотов. К завершению реализации проекта компания должна выйти на ремонт не менее 60 средних и малотоннажных судов в год. Завод сможет проводить более 150 ремонтов ежегодно, работу получат более 150 человек.
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 4,5 млрд рублей. Группа компаний «НОРЕБО» уже инвестировала в ремонт и реконструкцию около одного млрд рублей. Отремонтирован плавдок, проведён капитальный ремонт плавучего крана, который сегодня является единственным действующим в регионе. Кроме того, восстановлена часть гидротехнических сооружений, запущены в работу два дока из четырёх.
Статус приоритетного проекта позволит привлечь ресурсы государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Речь идет об объеме инвестиций в размере 2 млрд рублей.
По мнению заместителя генерального директора «ВЭБ РФ» Артёма Довлатова, проект имеет принципиальное значение для развития экономики региона.
«Ввод в эксплуатацию предприятия позволит возродить судоремонтную отрасль в Камчатском крае и укрепить независимость российских судов за счет отечественной альтернативы зарубежным судоремонтным площадкам», — отметил представитель корпорации.
Сама группа «НОРЕБО» инвестирует еще 600 млн рублей. Кроме того, ожидается, что Сбербанк выделит инвестору кредитную линию на 500 млн рублей.
Своими силами
Проект стратегически значимый. Судоремонтный сектор страны оказался в сложной ситуации после введения санкций.
По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, в России в основном ремонтировали малотоннажные рыбопромысловые суда.
«В сегментах средне- и крупнотоннажных, а также транспортных судов услугами отечественных поставщиков пользовалось менее половины предприятий. В 2018-2021 годах более двух третей российского крупно- и среднетоннажного флота, а это около 400 судов, ремонтировали и модернизировали за рубежом», — ставит проблему эксперт.
В итоге оказалось, что на Дальнем Востоке нет предприятий, способных в полном объеме выполнить комплексное межрейсовое техническое обслуживание высокотехнологичного флота.
По оценкам ассоциации, мощность докового судоремонта в регионе сейчас составляет всего 12-60 объектов в год, тогда как потребность только по рыбопромысловым судам оценивается в 160 объектов.
Согласно данным импортных таможенных деклараций, стоимость ремонта 62 судов в Китае и Корее в 2020 году превысила $107,5 млн. Такие деньги могли бы идти в российскую экономику.
Участники рынка забили тревогу. В результате в июне президент Владимир Путин подписал закон о введении нулевой ставки НДС для российских судоремонтных предприятий, инвестирующих в собственное развитие
Отраслевые эксперты считают, что именно у Камчатки есть наибольший шанс на прорыв в текущих условиях через создание судоремонтного кластера.
«У Петропавловска -Камчатского самая выгодная локация по отношению к двум главным промысловым районам — охотоморскому и беринговоморскому. Это дает огромное преимущество перед иностранными конкурентами», — отмечает Герман Зверев.
Добавить комментарий