На Сахалине к 17 июля подготовят площадку водородного полигона
С прошлого года Сахалинская область, по задумке губернатора Валерия Лимаренко, стала пилотным регионом по работе с технологиями переработки водорода и переходу на альтернативный источник энергии. Отметим, что у глобального проекта — сразу две цели. Одна из них — альтернативные источники питания в закрытых и отдаленных уголках страны. Вторая — стремление к углеродной нейтральности на островах.
«После последней верификации в регионе от жизнедеятельности человека и природы в атмосферу выделяется порядка 3 млн тонн углекислого газа в год», — рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
И с одной стороны, это климатический эксперимент, благодаря которому к концу 25-го года регион должен стать углеродно нейтральным. Во-вторых, островная область переходит на разработку конкретных технологий, которые позволят нам повысить поглощение выбросов.
«Водородный автомобиль — это тот же самый электромобиль. Только с топливным элементом, который вырабатывает энергию за счет водорода, движет автомобилем и заправляет батареи», — продолжил спикер.
Несмотря на то, что технология нова для России, от азиатских разработок водородный научный кластер отстает в среднем лет на 5. Огромный разрыв можно будет наверстать в течение ближайших лет — помогут ранее не внедренные, но имеющиеся в распоряжении разработки советской науки. Сейчас главная задача — локализовать технологии и получить технологический суверенитет в области водородной энергетики. Затем опытные образцы доведут до промышленного. На данном этапе оборудование доставлено из МФТИ.
Водородное топливо собираются вырабатывать по «зеленой технологии» — от солнечных батарей электростанции на 300 киловатт. Если совсем просто, то электричество будет поступать в электролизеры, посредством которых из воды будет налажена выработка водорода. Водород, в свою очередь, поступает в специальное хранилище, где будет храниться под высоким давлением. Контейнер со сжатым водородом можно будет развозить по энергопотребителям либо заправочным комплексам. Намеченный срок всех испытаний — конец 2025 года.
«Водород — уникальный элемент, это отличный накопитель энергии, после оборудование, которое мы сейчас настраиваем для работы, в контейнерах будет перевезено по районам Сахалинской области. Комплекты разъедутся для обеспечения энергией сотовых вышек, которые не понадобится дозаряжать на протяжении полугода, и объектов ЖКХ в отдаленных населенных пунктах», — сообщил директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов.
В итоге такое пилотирование позволит выявить какие-то недостатки в оборудовании, довести до ума и дальше применять в промышленных масштабах, то есть до высокого уровня технологической готовности.
Распаковывать контейнеры, в которых оборудование установлено, позволительно в любое время года.
«Первый водородный автомобиль появился в России в 1840 году, он работал на двухпоршневом двигателе внутреннего сгорания. Элементы питания на водороде — тоже не новость. Но при этом нам нужны современные технологии выработки водорода, а также освоение ряда параллельных направлений. Также проекты должны пройти через так называемую „долину смерти“, потому что университеты заканчивают технологическую готовность проекта или разработки обычно на 4, а индустриалам для внедрения нужны 7 или 8 уровни», — продолжил Горбунов.
За год на реализацию проекта уже ушло около 800 млн рублей. И какой будет конечная цифра — пока точно рассчитать не может никто.
На данном этапе готов и опытный образец: на водород переведен грузовой водородный автомобиль завода «Урал». Как у любого электромобиля, у него стоит два электродвигателя, а топливные элементы вырабатывают ток, он запускает химический процесс. Автомобиль будет продемонстрирован гостям «Архипелага 2024», который пройдет с 8 по 21 июля на острове.
Добавить комментарий