Top.Mail.Ru

Первый директор Института химии ДВО РАН член-корреспондент Юрий Владимирович Гагаринский посмотрел на океан глазами химика

5280

В этом году Институт химии отмечает знаменательную дату, первым его директором был Юрий Владимирович Гагаринский

Доктор химических наук Галина Николаевна Саенко, работавшая в институте с первого года его организации, вспоминала такой случай, характеризующий директора Гагаринского как тонкого психолога. Во владивостокский институт Галина Николаевна приехала из столичного НИИ, в котором, по её словам, рабочий день начинался с 10 часов. Потому и во Владивостоке она по привычке приходила также к десяти. Замечаний по этому поводу от директора никогда не получала, никаких выговоров ей не делали. Но вот однажды, когда только собиралась дома приступить к завтраку, в дверь позвонили. «Открываю – на пороге водитель директорской машины. Он сообщает: «Юрий Владимирович забеспокоился, что вы можете опоздать на заседание учёного совета, прислал за вами машину». Можно представить моё состояние! Если бы мне был объявлен выговор за постоянные задержки или директор отчитал бы меня на том же учёном совете, – всё это перенесла бы, наверное, спокойнее. А тут такой стыд даже перед шофёром – за тобой приходит директорская машина, директор беспокоится, чтобы ты не опоздала! С той поры задерживалась я на работе или долго работала ночью дома, в институт приходила к началу рабочего дня».

Юрий Владимирович и сегодня встречает всех при входе в институт не строго, но отечески – его ученики, сподвижники и коллеги к его юбилею установили в вестибюле здания мемориальную доску памяти Ю.В. Гагаринского. В институте его многие помнят лично.

Родился Юрий Владимирович Гагаринский весной, 1 марта 1915 года в селе Петровка тогда ещё российской Полтавской губернии. Его отец был сельским врачом, а в семье уже было четверо детей. Мама, Вера Фёдоровна занималась их воспитанием, а отец, Владимир Александрович имел практику в Петровке и окрестных сёлах. С его смертью семья переезжает в Москву, где уже жили старшие дети. Здесь Юрий Владимирович, следуя примеру любимого им старшего брата Андрея, поступает на химический факультет МГУ. Учился он блестяще и помимо химии отлично овладел английским.

Закончив университет с отличием, Ю.В. Гагаринский мог продолжить обучение в аспирантуре, но подвели анкетные данные, в которые он сам же записал про старшего брата Николая, воевавшего в годы Гражданской войны в Белой армии (хотя он его никогда и не видел)… Сначала исключили из комсомола. А вместо аспирантуры Гагаринскому пришлось поехать учительствовать в сельскую школу деревни Редкино Калининской области, преподавать математику и физику. Но отработав обязательный для молодого специалиста срок, он устраивается на комбинат химического волокна в подмосковном Клину (к тому времени Юрий Владимирович успел обзавестись собственной семьёй, родить сына). На «Клинволокно» сменный инженер Гагаринский занимается разработкой технологий получения искусственного волокна. Но не долго – началась Великая Отечественная война.

В армии Ю.В. Гагаринский с 9 августа 1941 года, на фронте – с весны 1942-го, прошёл путь от рядового на Калининском фронте до инженера-подполковника, начальника химического отдела 43-й армии в Восточной Пруссии. На Калининском фронте он вступает в партию (восстановления в комсомоле Юрий Владимирович добился ещё до войны). Был дважды ранен, награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной Войны I степени… В его послужном списке есть такой эпизод. В стрелковой дивизии, в которой воевал Ю.В. Гагаринский, возглавляя химическую службу, придумали использовать огнемёты для добычи языка – с максимально близкого расстояния обрушивали огонь на позиции фашистов и. пока у них в окопах царила паника, захватывали пленного.

Уже много позже после окончания войны, живя и работая во Владивостоке директором академического института, Юрий Владимирович подготовил для многотиражной газеты Дальневосточного научного центра АН СССР статью «Роль химической службы Советской Армии в Великой Отечественной войне» к 30-летию Победы. В ней, вспоминает редактор-основатель «Дальневосточного учёного» (по совпадению, тоже выпускник МГУ) Александр Калинин в своём очерке о Юрие Владимировиче «Из первой большой волны», Гагринский делился своим настроением: досадовал, что люди, уже столько к тому времени наслышанные и начитанные о подвигах советских воинов, отдельных полков и целых армий в годы Великой Отечественной войны, почти ничего не знают о том, что делали химические войска, и вообще, были ли они у нас.

После войны, в 1946 году Ю.В. Гагаринский приходит работать в свою alma-mater – Московский университет на кафедру термохимии. Но поскольку ему приходилось содержать в общем совсем не маленькую семью, Юрий Владимирович, по рекомендации его университетского коллеги известного термохимика М.М. Попова, переходит на работу в закрытый институт, занимавшийся отечественным атомным проектом. На территории секретной, но знаменитой «девятки» ему дают и жильё.

На новом месте работы начинается научная деятельность Юрия Владимировича, он занимается исследованиями химии трития, полония, урана, радиоактивных металлов – актиноидов – и технологией их производства. Говорить о значении этой работы для обороны страны не надо, успешное разрешение учёными поставленной задачи помогло Советскому Союзу отрезвить наиболее рьяные головы на Западе. А Ю.В. Гагаринский набрал материал по химии и технологии получения фторидов урана для кандидатской диссертации, которую он успешно защитил в 34 года. Кстати пришлись и его познания в английском, Гагаринский стал одним из переводчиков вышедшей в 1956 году книги «Актиниды», авторами которой была группа американских учёных.

«Выйдя из недр «атомного проекта», он испытывал благоговейное отношение к физическим моделям, методам исследований, позволявшим глубоко, на микроскопическом уровне понять природу строения и свойства химических веществ. Это во многом определило лицо Института химии и обеспечило серьёзные результаты исследований… Поражала его любознательность ко всем вопросам науки и жизни, причём, будучи членом Академии, он не смущаясь задавал вопросы своим младшим коллегам… Юрий Владимирович был прирождённым лидером и организатором, при этом он использовал стиль увлечения людей за собой, а не метод пинков…», – вспоминал о Ю.В. Гагаринском в дни празднования его 90-летия один из учеников Юрия Владимировича, некоторое время руководивший созданным его учителем институтом академик РАН Вячеслав Михайлович Бузник.

После образования в 1957 году Сибирского отделения Академии, Гагаринский, как и многие советские учёные, в 1961 году переезжает в Новосибирск. Работает в Институте народного хозяйства СО АН СССР заведующим лаборатории химии урана и тория, продолжает исследования в области физической химии и технологии фтористых соединений, его по-прежнему интересует уран и влияние радиоактивности на свойства химических соединений. В 1964 году Ю.В. Гагаринский защищает докторскую.

Яркого учёного отмечает председатель Сибирского отделения академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, Гагаринского, которого явно ограничивают рамки лаборатории направляют в 1966 году во Владивосток. Ему предлагают возглавить Отдел химии тогда Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР с перспективой организации на берегах Тихого океана самостоятельного химического института. Его созданию Юрий Владимирович отдал столько сил и здоровья. Без преувеличения, 40-летие Института химии Дальневосточного отделения Российской академии наук, отмечаемое в этом году – во многом именно его заслуга.

История химических исследований на Дальнем Востоке, пожалуй, следует вести с момента образования на тихоокеанской окраине стараниями академика Владимира Леонтьевича Комарова в 30-х годах прошлого века филиала Академии наук с Техническим, Химическим и Биологическим институтами в его составе. Химический институт поначалу занимался изучением химического состава диких и культурных растений Дальнего Востока, выявляя их полезные и опасные свойства. Руководил им профессор Юлий Владимирович Бранке, затем профессор Валентин Александрович Киреев. Последний пригласил в институт молодого ещё химика Всеволода Тихоновича Быкова для расширения круга исследований. Тогда занялись изучением нормальных и полярных жидкостей и смогли в итоге разработать технологии, нашедшие применение в промышленности, в том числе и местной, на Хабаровском нефтеперегонном заводе, перерабатовашем нефть Сахалина. Правда, достаточно скоро академический филиал был закрыт, но в разгар войны, в 1943 году его восстанавливают – создают Дальневосточную базу АН СССР в Уссурийске, в которой сразу же заработал Химический сектор. После войны, в 1946 году её переводят во Владивосток, а 1949 преобразуют в Дальневосточный филиал. В 1953 году его возглавил химик В.Т. Быков, руководивший ДВФ до 1961 года.

Во многом наличие необходимых специалистов позволило уже в 1957 году директору Института физической химии АН СССР академику Виктору Ивановичу Спицыну поставить вопрос о создании во Владивостоке полноценного отделения московского института. К этому времени отделы Дальневосточного филиала уже настолько окрепли, что необходимость создания на их базе самостоятельных институтов стала очевидна.

Но, безусловно, в деле организации научного коллектива велика роль его руководителя. Ю.В. Гагаринский, как отмечают его коллеги, мог наладить дело, был поразительно работоспособен и самоорганизован, обладал широчайшей эрудицией и имел поразительное чутьё на всё новое, обещающее отличные результаты. Юрия Владимировича называют одним из инициаторов широкого использования метода ядерного магнитного резонанса (ЯМР-исследования) в химии твёрдого тела для изучения электронной структуры и химической связи в неорганических кристаллах и для решения других проблем этого раздела химической науки. Работу с Ю.В. Гагаринским в Институте химии вспоминают как время большого творческого полёта, сопряжённого со смелым поиском и выходом на новые научные рубежи.

«Отличительной чертой Юрия Владимировича было полное отсутствие консерватизма при постановке и решении порой огромной сложности научной задачи. Он постоянно стремился углубить, расширить свои научные знания об изучаемом объекте, взглянуть на него с иной, необычной стороны. Поэтому все работы, выполненные с его участием либо под его руководством, отличались оригинальностью подхода, смелостью решений и выводов», – вспоминает своего директора и учителя нынешний руководитель Института химии, председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Иванович Сергиенко.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика