На озере Тунайча на Сахалине открыли полигон для испытаний безэкипажных катеров
Это событие знаменует новый этап в развитии роботизированных морских комплексов на Дальнем Востоке и открывает широкие перспективы для решения как экологических, так и промышленных задач.
Зачем Сахалину морские дроны?
Озеро Тунайча, протянувшееся на 28 км в длину и достигающее почти 9,5 км в ширину, соединяется с Охотским морем, что делает его идеальной площадкой для тестирования различных сценариев применения БЭКов. Инициатором создания полигона выступил научно-производственный центр «Крылья Сахалина» при поддержке региональных властей и муниципалитета, выделившего земельные ресурсы для необходимой инфраструктуры. В ближайшее время силами НПЦ здесь планируют разместить слип (специальный съезд на воду для катеров) и контейнер для оборудования.
Как пояснил генеральный директор НПЦ «Крылья Сахалина» Виктор Грицаенко, основная задача полигона — это отработка новых технических решений, тестирование самих роботизированных комплексов и обучение специалистов.
«Нам это надо, в первую очередь, для отработки новых технических решений, которые мы внедряем на этих комплексах, — рассказал он. — Вторая задача — это практика, тестирование этих комплексов. И третье — это обучение как своих специалистов, которые управляют этими комплексами, так и впоследствии обучение любых желающих, кто захочет в дальнейшем стать оператором таких морских комплексов».
Возможности безэкипажных катеров
Спектр применения безэкипажных катеров огромен. Одна из ключевых задач, которую уже решают сахалинские специалисты, — экологический мониторинг.
Нелли Завалкова, первый заместитель министра экологии и устойчивого развития Сахалинской области, подчеркнула важность этой работы: «У нас стоят задачи от правительства и губернатора по обследованию водных объектов на предмет завалов, заторов, инородных предметов, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с выходом воды на пойму. Для того чтобы не допустить таких проблемных ситуаций, нам необходимо мониторить водные объекты».
По ее словам, если раньше осмотры проводили в основном силами людей, что трудоемко и не всегда позволяет охватить большие территории, то теперь на помощь приходят технологии.
На озере Тунайча открыли полигон для испытаний безэкипажных катеров
Фото: Sakh.online
«В этом году это впервые, мы испробовали сначала беспилотные летательные аппараты, но и еще решили дополнить и БЭКами обследование водных объектов», — отметила Завалкова.
Уже первые противопаводковые обследования с помощью БПЛА весной этого года позволили выявить 35 заторов и завалов в пяти муниципалитетах. Использование БЭКов позволит значительно расширить географию и точность таких обследований.
Министр цифрового и технологического развития Сахалинской области Александр Снигирев объяснил, как именно работают морские дроны: «Безэкипажный катер будет ходить так называемыми галсами, то есть прямыми участками маршрута с разворотами, очень точно собирая данные о рельефе дна и обо всех объектах, которые в это время под ним. По итогу мы получаем цельную трехмерную картинку».
Недавно на озере Тунайча уже прошли успешные испытания БЭКа с гидролокатором для выявления затопленного мусора и потенциальных источников опасности. Такие технологии позволяют не только следить за чистотой водоемов, но и, например, создавать точные карты подводного рельефа.
«Мы видим на картинке вплоть до сантиметра полностью весь рельеф, что он из себя представляет», — добавил Снигирев.
Особый интерес представляет отработка совместных мультисредовых программ, когда безэкипажные катера работают в связке с беспилотными авиационными системами.
«БЭК дает подводную картинку, например, акватории порта, а дроном мы собираем лидарным сканированием трехмерную картинку над водой и на суше, — пояснил Александр Снигирев. — А если надо, еще специальным прибором мы и внутрь зайдем, например, контейнера или ангара. И у нас полный, по сути, цифровой двойник такой в моменте».
Безопасность и эффективность — главные козыри
Одним из главных преимуществ использования роботизированных комплексов является безопасность.
«Во-первых, все роботизированные комплексы созданы для того, чтобы обезопасить выполнение работ в сложных погодных условиях», — уточнил Виктор Грицаенко.
На озере Тунайча открыли полигон для испытаний безэкипажных катеров
Фото: Sakh.online
Александр Снигирев в свою очередь добавил, что не рискуя экипажем и людьми, можно пройти участки, которые для классического судоходства закрыты. В качестве примера он также привел обследование района скалы «Чертов палец» у острова Шумшу, где БЭК спокойно прошел и создал трехмерную карту объекта, куда не рискнуло бы зайти обычное судно.
Кроме того, БЭКи значительно сокращают время выполнения работ.
«Вчера мы как раз проводили тестирование, в районе поселка Лесное выходили в море. У нас заняла эта работа буквально полтора часа. То есть мы обследовали 2 кв километра гидролокатором бокового обзора», — поделился опытом Виктор Грицаенко.
Будущее за технологиями
Открытие водного полигона на озере Тунайча — это не просто локальное событие, а часть большой стратегии Сахалинской области по развитию высокотехнологичных отраслей. Как напомнил Александр Снигирев, регион занимает лидирующие позиции в России по применению летающих беспилотников, и теперь активно осваивает водное и подводное пространство.
«Мы вообще живем с вами на островах, у нас, конечно, очень важно осваивать не только небо, но и водную гладь. В этом плане все, что связано с морской робототехникой, — это очень важная веха и очень важная задача для нас», — сказал министр.
Полигон на Тунайче станет площадкой не только для испытаний и отработки технологий, но и для подготовки кадров. Планируют привлекать студентов для ознакомления с новейшими разработками и проведения практических занятий. Это позволит готовить специалистов, востребованных в новой, быстро развивающейся отрасли. В перспективе — использование безэкипажных катеров для доставки грузов на Курильские острова, что особенно актуально для островного региона.

Добавить комментарий