Top.Mail.Ru

Мощности проекта «Сахалин-1» и порт Де-Кастри

Современный нефтяной терминал, крупнейший на Дальнем Востоке, предназначенный для перевалки нефти, добываемой на шельфе в рамках международного проекта «Сахалин-1» был пущен в эксплуатацию в конце сентября 2006 года в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Мощность терминала составляет около 12 миллионовн тонн в год.

Терминал принадлежит консорциуму компаний – участниц проекта, в котором «Роснефть» владеет 20% долей, американская компания ExxonMobil – 30%, японский консорциум Sodeco – 30%, индийская государственная нефтяная компания ONGC – 20%. «Сахалин-1» — первый (из немногих) масштабный проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП, заключено в 1996 году): помимо него на этих же условиях существуют только проекты «Сахалин-2» и Харьягинского месторождения (хотя на Сахалине, где открыто более 30 месторождений углеводородов, таких проектов могло быть гораздо больше). Поступления в федеральный бюджет в соответствии с законодательством об СРП происходят только в той доле, которой владеет государство в проекте.

В 2010 году на терминале в Де-Кастри отгружено 7,03 миллиона тонн нефти и конденсата, из них на долю государственной «Роснефти» пришлось около 1,1 миллиона тонн. Нефть с терминала поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, пишет Надежда ПОПОВА в четвёртом номере журнала «Морские Порты» за 2011 год.

НЕФТЬ БУДУТ ДОБЫВАТЬ 40 ЛЕТ

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» является оператором международного консорциума проекта «Сахалин-1» (доля участия ExxonMobil – 30%). Партнёрами по консорциуму являются японский консорциум Sodeco (30%), дочерние компании российской государственной нефтяной компании «Роснефть» – «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), а также индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лимитед» (20%).

«Сахалин-1» стал одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. Размер капиталовложений по проекту за весь период его реализации составляет 12 миллиардов долларов. Консорциумом уже освоено 5 миллиардов инвестиций. Все затраты на строительство были распределены между участниками консорциума пропорционально их долям.

Проектом предусматривается разработка трёх месторождений – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря.

В 1996–2001 годах здесь были выполнены геологоразведочные работы, уточнено строение месторождений и объёмы их запасов. Их начальные извлекаемые запасы оцениваются сегодня в 307 миллионов тонн нефти и 485 миллиардов кубометров газа.

Работы по созданию инфраструктуры и обустройству месторождений были начаты в 2002 году. На первом этапе велась разработка запасов нефти месторождения Чайво, сейчас ведётся разработка месторождения Одопту. В рамках второго этапа (начало с 2014 г.) участники консорциума проекта приступят к разработке запасов газа месторождения Чайво. Третий этап предполагает разработку (также с 2014 г.) запасов нефти месторождения Аркутун-Даги. Жизненный цикл проекта продлится до 2040–2050 годов.

Коммерческая добыча нефти по проекту началась в конце 2005 года, когда в эксплуатацию было введено месторождение Чайво. В 2006 году был введён в строй нефтепровод Чайво–Де-Кастри, береговой комплекс подготовки нефти на острове Сахалин и экспортный нефтяной терминал в порту Де-Кастри, откуда в октябре 2006 года был начат экспорт нефти в Японию и Южную Корею. Газ, добываемый в рамках проекта, поставляется местным потребителям по трубопроводу «Дальтрансгаза».

В 1 квартале 2007 года добыча нефти вышла на проектный уровень. В 2008 году объём добычи по проекту составил 9,6 миллиона тонн нефти, в том числе чистая доля «Роснефти» (после роялти и доли государства) составила 1,63 миллиона тонн. В 2009 году чистая доля «Роснефти» составила 1,38 миллиона тонн, а в 2010-м – около 1,1 миллиона тонн. Снижение чистой доли связано со снижением суммарной добычи по проекту «Сахалин-1» в соответствии с планом его реализации, а также с увеличением доли государства в соответствии с условиями СРП.

В 2009 году началось эксплуатационное бурение на месторождении Одопту, ввод которого был запланирован на конец 2010 года.

НЕФТЕНАЛИВНОЙ ПОРТ ДЕ-КАСТРИ

Сегодня Де-Кастри – самый крупный нефтеналивной порт Тихоокеанского побережья России. «Строительство нефтетерминала в Де-Кастри – один из наиболее крупных инвестиционных проектов последних лет на территории Хабаровского края, – говорит доктор экономических наук Сергей Гальперин. – Это важнейший узел системы транспортировки углеводородов, добываемых по проекту «Сахалин-1» у восточного побережья острова Сахалин».

Действительно, нефть из скважин, расположенных в Охотском море, проходит через береговой комплекс подготовки нефти, построенный на берегу залива Чайво. После чего она идёт по 220-километровому трубопроводу по острову Сахалин и через Татарский пролив в порт Де-Кастри. В судоходной гавани порта построены два резервуара-накопителя емкостью 100 тысяч тонн каждый для хранения и дальнейшей перекачки нефти на танкеры.

При строительстве терминала были приняты все меры, чтобы обеспечить максимальную надежность объектов. В частности, конструкция трубопроводов предусматривает достаточную прочность на разрыв при возникновении опасных сейсмических условий с периодом повторяемости 1000 лет для сухопутных трубопроводов и 2000 лет для морских трубопроводов. Система обнаружения утечек и система автоматического отключения, включая высокоточные датчики и задвижки аварийного отключения, расположены на расстоянии 30 километров друг от друга по всей протяженности трубопровода.

Кстати, сооружение терминала было выполнено в очень сжатые сроки. В декабре 2003 года оператор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед» объявил о подписании контрактов на строительство. А в августе 2006 года терминал в Де-Кастри был готов к эксплуатации. Более 80% всех контрактов на выполнение строительных работ получили российские, в том числе дальневосточные компании.

Установленные на терминале насосы рассчитаны на перекачку около 6 тысяч тонн нефти в час по подводному наливному трубопроводу в танкеры. По мере наращивания темпов производства и достижения полной проектной мощности в начале 2007 года танкеры стали отходить от терминала Де-Кастри каждые 3-4 дня.

Сегодня для загрузки танкеров используется выносной одноточечный причал (ВОП) «Сокол». Это сооружение колонного типа, расположенное к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева на расстоянии около 6 километров от берега. Концепция ВОП, основанная на системах, опробованных компанией ExxonMobil в Северном море, предусматривает аварийный останов и отсоединение танкера в случае ухудшения погодных или ледовых условий. Сегодня эта концепция признана самой безопасной, экологически приемлемой и экономически эффективной для загрузки танкеров в условиях такого непростого региона.

«Сокол» сочетает в себе несколько технологических особенностей: это низкотемпературная сталь и низкотемпературная смазка, ледостойкая конусная конструкция секции ватерлинии, электрообогрев переходов и лестничных маршей, а также системы дистанционного управления и специальные укрытия для защиты от обледенения и пункты горячего водоснабжения. Проект причала «Сокол» был разработан специально для суровых погодных условий этого региона.

Причал «Сокол» оборудован новейшими навигационными системами, в том числе, радиолокационной, способной регистрировать приближение к причалу даже небольших судов. Для связи с береговой станцией Де-Кастри в местной аппаратной на борту ВОП установлена быстродействующая цифровая абонентская линия.

Передовые технологические и экологические решения, применённые при строительстве терминала, говорят сами за себя. В непосредственной близости от терминала находятся памятники природы – остров Устричный и грязевая лагуна реки Сомон. И хотя терминал работает уже почти 5 лет, эти памятники природы полностью сохранили свою первозданную чистоту.

СИСТЕМА КРУГЛОГОДИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

При организации морских перевозок нефти с терминала Де-Кастри впервые в России была использована система круглогодичной транспортировки в суровых арктических условиях. Прежде поставки нефти с Дальнего Востока осуществлялись относительно небольшими танкерами, эксплуатация которых в зимний период была ограничена из-за мощных льдов. Чтобы подтвердить безопасность круглогодичной транспортировки с использованием танкеров водоизмещением свыше 100 тысяч тонн, было принято решение провести ледовые испытания.

Исторический рейс состоялся зимой 2002 года. 12 дней группа ученых НИИ Арктики и Антарктики и специалистов корпорации ExxonMobil на танкере «Приморье» с двойным корпусом и общей грузоподъёмностью 105177 метрических тонн и двух ледоколах сопровождения собрала информацию, которая подтвердила правильность схемы транспортировки.

В ходе испытаний была продемонстрирована возможность безопасной эксплуатации крупных морских танкеров в прогнозируемых ледовых условиях на протяжении всей зимы. Были получены данные, позволяющие улучшить технические характеристики танкеров и ледоколов для обеспечения безопасной навигации в ледовый сезон. По результатам морской «экспедиции» был разработан план постройки 5 специализированных танкеров ледового класса с двойным корпусом для транспортировки нефти с терминала Де-Кастри.

Сейчас эти танкеры класса «Афрамакс» грузоподъёмностью до 100 тысяч тонн, принадлежащие государственной судоходной компании «Совкомфлот», используются по договору с консорциумом проекта для круглогодичного экспорта нефти с терминала в Де-Кастри на мировые рынки. В рамках проекта через терминал ежегодно экспортируется 9,5-12 миллионов тонн сырой нефти марки «Сокол».

Все члены консорциума «Сахалин-1» осуществляют продажу нефти от собственного имени. С начала работы терминала Де-Кастри в Японию было поставлено 58% добытой нефти, в Южную Корею – 13%, в другие страны АТР посредством перегрузки нефти с судна на судно в море в районе порта Йосу, Южная Корея – 30%.

В ноябре 2009 года на состоявшемся в Санкт-Петербурге международном конгрессе терминал в Де-Кастри был назван «Нефтяным терминалом 2009 года». В голосовании по этой престижной номинации, присуждаемой за достижение лучших результатов по экономическим, экологическим и социальным показателям, участвовали ведущие эксперты отрасли и представители государства.

«Мы гордимся достижениями проекта «Сахалин-1, – заявил президент компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» Джеймс Тейлор. – «Сахалин-1» является одним из крупнейших инвестиционных энергетических проектов в России и представляет собой пример эффективного международного сотрудничества в энергетическом секторе. Уникальность всего проекта «Сахалин-1» в том, что он стал международной стройкой».

Добыча углеводородов по проекту Сахалин-1 (100%)

2007 Нефть, тыс. т –11 186
2008 – 9 626
2009 – 8 201
2010 – 7 028

Нефть, млн барр.
81,8
70,4
60,0
51,4

Газ, млрд куб. м
6,4
8,2
9,4

Добыча углеводородов по проекту Сахалин-1 (20%-ная доля НК «Роснефть»)

2007 Нефть, тыс. т – 2 012
2008 – 1 633
2009 – 1 379
2010 – 1 122

Нефть, млн барр.
14,7
11,9
10,1
8,2

Газ, млн куб. м
215
261
265

Источник: сайт ОАО «НК «Роснефть», материалы СМИ

«РОСНЕФТЬ» ПРИГЛАСИТ К ПАРТНЁРСТВУ ЯПОНИЮ

«Роснефть» объявила, что собирается создать совместные предприятия с Японией по добыче нефти и газа. Компания планирует подписать протокол о намерениях с японским агентством природных ресурсов и энергетики. Об этом «МП» рассказали в пресс-службе «Роснефти».

Госкомпания рассматривает возможность создания двух совместных предприятий (51% акций у «Роснефти»). Одна из компаний будет заниматься геологоразведкой и добычей на 11 месторождениях Восточной Сибири, другая будет разрабатывать районы «Магадан-1», «Магадан-2» и «Магадан-3» на шельфе Охотского моря. Запасы этих месторождений президент ОАО «НК «Роснефть» Эдуард Худайнатов оценил более чем в 2 миллиарда тонн нефти.

«Роснефть» пока ещё не имеет лицензии на разработку этих месторождений, но в марте этого года Минприроды России пообещало, что разрешение будет выдано до конца 2011 года. Участие японских компаний предполагается в модернизации НПЗ и строительстве нефтепродуктопровода от нефтеперерабатывающих заводов в Комсомольске-на-Амуре до терминала в Де-Кастри.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика