Единый государственно-частный аэропортовый холдинг могут создать на Дальнем Востоке
Председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк предложил создать на базе ряда аэропортов Дальнего Востока аэропортовый холдинг. Идею он озвучил на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, которое прошло во Владивостоке под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Об этом пишет «Эксперт».
Константин Басюк предложил консолидировать на базе нового холдинга аэропорты в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Магадане. «Создание Дальневосточного аэропортового холдинга с участием системного инвестора позволит, на наш взгляд, получить энергию и обеспечить сбалансированное полноценное системное развитие всех аэропортов, входящих в холдинг, ввести единые передовые стандарты работы и повысить качество обслуживания и пассажиров, и авиакомпаний, получить дополнительные возможности для привлечения инвестиций на долгосрочной основе, осуществить формирование единой прозрачной ценовой и тарифной политики, реализовать концепцию государственно-частного партнерства, синхронизировать частные и государственные инвестиции. Мы рассматриваем это не только как бизнес, но и как решение важнейшей задачи модернизации транспортной инфраструктуры региона, инвестиции в повышение уровня качества жизни дальневосточников», — заявил Басюк.
В проекте, по его словам, готовы участвовать южнокорейские партнеры хабаровского аэропорта — компания Incheon International Airport Corporation (оператор аэропорта Сеула, владеет 10% акций ОАО «Хабаровский аэропорт» с 2011 года).
Однако строительство подобного холдинга тормозят вопросы собственности. Сегодня на Дальнем Востоке в частных руках только Хабаровский аэропорт (контролируется структурами группы «Альянс» и самого Басюка), а также переживающая гигантскую реконструкцию аэрогавань во Владивостоке (контролируется ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и на 19% — структурами «Альянса» и Басюка).
«Сегодня большинство крупных аэропортов Дальневосточного региона — Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан — являются федеральными государственными унитарными предприятиями. Данная форма собственности не создает необходимых условий привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры этих предприятии», — посетовал Басюк, добавив, что хоть аэропорты Южно-Сахалинска и Магадана включены в прогнозный план приватизации, утвержденный Правительством РФ на 2011–2013 годы, «в настоящий момент нет понимания о возможных сроках акционирования и приватизации данных обществ, приватизационные процедуры затягиваются».
По словам Константина Басюка, общий объем частных инвестиций только в модернизацию аэропорта Хабаровска до 2020 года составит порядка восьми млрд рублей. По итогам прошлого года пассажиропоток аэропорта составил 1,6 млн пассажиров, в 2012 году прогнозируется рост на 20%, до 1,85 млн пассажиров.
Являясь акционером ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (оператор строящегося к Саммиту АТЭС-2012 терминала), компания, по словам Басюка, «запускает в сентябре новый карго-терминал» стоимостью 650 млн рублей. С правительством Камчатского края подписано соглашение о реализации в аэропорту Петропавловска-Камчатского «проекта по строительству нового пассажирского терминала» (местный аэропорт, имеющий двойное назначение, не так давно был передан в региональную собственность). «Наша компания имеет опыт управления аэропортами. Мы горячо поддерживаем курс правительства на системную приватизацию, в том числе в аэропортовой сфере, и готовы в ней участвовать. Наше предложение: одобрить концепцию Дальневосточного аэропортового холдинга на основе государственно-частного партнерства. В возможно короткие сроки завершить процесс приватизации и продажи аэропортов Южно-Сахалинска и Магадана», — заявил Басюк премьер-министру.
«Хорошо, хоть кто-то поддерживает курс правительства на приватизацию!» — пошутил Дмитрий Медведев. Губернатор Магаданской области Николай Дудов рапортовал, что также поддерживает курс, поскольку «поиски других инвесторов пока не увенчались успехом».
«Региональной казны для поддержки аэропортов Южно-Сахалинска или Магадана, судя по всему, не хватает. Поэтому регионы оказываются перед выбором: либо делить бизнес с государством, либо собственными силами искать инвесторов. Поиск инвесторских денег на Дальнем Востоке успехом не увенчался: в регионе уже давно происходит отток российских граждан, которым проще переехать в Китай, чем добраться до Москвы», — пояснил логику Олег Семенов, директор «2К Аудит — деловые консультации / Морисон Интернешнл» (филиала в Санкт-Петербурге).
Медведев пообещал в самое ближайшее время провести специальное совещание по развитию региональной авиации. Для Дальнего Востока вопрос крайне важный: именно в этом округе, занимающем треть территории страны, до многих городов и поселков сегодня можно добраться только на самолетах. Впрочем, небольшие аэродромы частным инвесторам неинтересны — для их развития создаются федеральные казенные предприятия. Интерес же частников к созданию холдинга на базе крупных региональных аэрогаваней вполне оправдан.
По оценке компании Lufthansa Consulting, в долгосрочной перспективе в качестве основных воздушных ворот Дальнего Востока утвердятся аэропорты Владивостока (ему уготована роль транзитного хаба) и Хабаровска (в качестве регионального хаба). К 2015 году оба аэропорта будут обслуживать 5,5 млн пассажиров и 120 тыс. тонн грузов (в Хабаровске — 2,8 млн пассажиров и 50 тыс. тонн грузов, во Владивостоке — 2,7 млн пассажиров и 75 тыс. тонн грузов). Для реализации подобных планов аэропортам нужны базовые перевозчики («Владивосток-Авиа» и преемник обанкротившегося «Дальавиа» соответственно), а также организация «подвоза» пассажиров из более мелких аэропортов, в том числе силами единого регионального перевозчика (идея о созданий такой компании периодически озвучивается полпредом президента на Дальнем Востоке Виктором Ишаевым).
На пути превращения в региональный хаб Хабаровскому аэропорту крайне выгодно взять под управление и контроль аэропорты на Сахалине, Камчатке и Колыме. В том числе и для того, чтобы успешно конкурировать с Владивостоком, фантастический рост которого обеспечен прежде всего инвестициями государственного бюджета и госкомпаний. В Сибири, к примеру, с подобной ролью успешно справляется новосибирское Толмачево, входящее в структуру холдинга «Новапорт» (туда же входят расположенные по соседству аэропорты Томска и Барнаула).
Добавить комментарий