«Камчатка» – банк, который лопнул?
Другим клиентам банка повезло меньше. Из звонков в редакцию газеты «Камчатский край» выяснялось, что ещё с позапрошлой недели ни физические, ни юридические лица не могли снять со своих счетов деньги – ни в офисе банка, ни через банкоматы. Не на шутку переполошились и вкладчики. И не зря: их попытки забрать свои кровные не увенчались успехом. И уж совсем не позавидуешь тем жителям полуострова, которые укатили в отпуска, особенно заграничные, с «визами» и «мастеркардами» КБ «Камчатка».
Самые худшие подозрения подтверждало и явное нежелание сотрудников банка идти на контакт, и слухи о том, что президент банка Юрий Петров отбыл с Камчатки в неизвестном направлении. «Банковские операции временно приостановлены, руководитель банка находится в очередном отпуске», – сообщила банковская дама, не пожелавшая представиться и пригласить к телефону кого-либо из руководства.
Позже стало известно, что 24 июля, в 9 утра, в банке официально произошла смена руководства. Новым президентом назначен Анатолий Сулимов.
В среду же, 24 июля, главное управление Банка России по Камчатскому краю распространило следующую информацию: «На основании поступивших в адрес главного управления сведений о возможных нарушениях криминального характера со стороны руководства ООО КБ «Камчатка» была инициирована внеплановая инспекционная проверка всех структурных подразделений кредитной организации для оценки финансового состояния. Проверка в настоящее время продолжается. Исходя из характера выявленных нарушений, будут приняты меры, определённые банковским законодательством. По сообщению банка, с 20 июля не имеется возможности осуществлять в полном объёме расчёты по поручениям клиентов. По решению собственников экстренно произведена смена руководства банка. Новым президентом ООО КБ «Камчатка» назначен Анатолий Сулимов. В настоящее время, в связи со сменой руководства банка, проводится инвентаризация с целью обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей.
Главным управлением выставлено требование о запрете на проведение отдельных банковских операций, в том числе – на привлечение вкладов от физических лиц, на открытие текущих счетов.
Главное управление Банка России по Камчатскому краю доводит до сведения вкладчиков и клиентов банка, что ООО КБ «Камчатка» входит в систему страхования вкладов, и все вклады в сумме до 700 тысяч рублей являются застрахованными.
Кроме того, считаем необходимым подчеркнуть, что правонарушения криминального характера находятся вне сферы деятельности банковского надзора, и относятся к компетенции правоохранительных органов».
А следом, в пятницу, прилетела новость из управления Министерства внутренних дел РФ по Камчатскому краю. Как было сообщено, сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Камчатскому краю установлен факт недостачи в ООО КБ «Камчатка» 145 миллионов рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по п. б ч. 4 ст. 158 Уголовного кодекса РФ («кража в особо крупном размере»).
Выяснилось, что ещё в июне этого года с заявлением по факту возможного хищения денежных средств в полицию обратился председатель наблюдательного совета банка «Камчатка» Александр Никитин, он же – главный камчатский пивовар, генеральный директор ООО «ТК «Кампиво». Полицейские провели проверку и установили факт недостачи в кассовом помещении ООО КБ «Камчатка» 145 302 495 рублей. Кроме того, сотрудниками управления экономической безопасности было установлено, что сведения, отражающие факт недостачи, в ежедневный баланс учёта не внесены, и ГУ ЦБ России по Камчатскому краю о данном факте не уведомлено.
Из неофициальных источников стало известно, что Никитин – едва ли не самое пострадавшее лицо по ту сторону банковской кассы, поскольку весной текущего года он согласился на предложение бывшего президента КБ «Камчатка» вложить в развитие кредитного учреждения крупную сумму и стать основным участником банка. Официально на сегодняшний день ООО «ТК «Кампиво» является участником банка, ООО «ТК «Кампиво» и ООО «Гамбринус» – его аффилированными лицами, как частное лицо Александр Никитин является аффилированным лицом банка и председателем его наблюдательного совета.
На сегодняшний день ООО КБ «Камчатка» имеет несколько тысяч вкладчиков, десятки из них держат вклады, превышающие сумму 700 тысяч рублей. Напомним, что государством застрахованы вклады лишь на данную сумму. Более точные данные о численности клиентов проблемного банка, в том числе предприятий-держателей счетов, которые в случае банкротства банка останутся с «дыркой от бублика», станут известны к концу этой недели.
Пожалуй, единственные, кому повезло в этой скандальной ситуации, – граждане и предприятия, набравшие в «Камчатке» кредитов. Не исключено, что возвращать их будет попросту некому. Тем более что в пятницу новый президент банка Анатолий Сулимов заявил бизнес-порталу RosInvest.Com о том, что «банк находится в предбанкротном состоянии». И добавил, что «на следующей неделе, возможно, начнутся оплаты текущих платежей согласно Гражданскому кодексу», посоветовав звонить 31 июля. Что случилось в банке и есть ли у него деньги на выплаты, Сулимов обсуждать не захотел, переадресовав вопросы бывшему руководству банка. Оно, по словам Сулимова, покинуло пределы не только Камчатки, но и России, и помогать банку не собирается.
Могла ли недостача в 145 миллионов стать решающим ударом по жизнеспособности банка? Как утверждают эксперты, в среднегодовом обороте потеря этой суммы могла бы пройти относительно безболезненно, в отличие от сиюминутного её исчезновения. Более того, в июне у «Камчатки» в 7 раз вырос объём просроченной задолженности (с 7,6 миллиона до 44,3 миллиона рублей), следует из отчётности банка. Причём банк не досоздал резервы, несмотря на ухудшение качества ссуд, указывает аналитик Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Капитал банка – всего 206 миллионов рублей, и из-за роста резервов он бы пробил минимальный порог по уровню капитала (180 миллионов).
Словом, на сегодняшний день никто не даёт однозначного ответа на вопрос, удастся ли банк реанимировать. Не вполне понятно и поведение ГУ Банка России по Камчатскому краю, органа, надзирающего за деятельностью кредитно-финансовых учреждений, который прислал комиссию в КБ «Камчатка» только в июле, в то время как сообщение в полицию о неладах с кассой поступило ещё в июне. Публичной огласке ситуация не придавалась, поэтому граждане и юридические лица продолжали открывать в банке счета и нести деньги на вклады. Зачем тогда нужен этот надзорный орган? Или это вопрос к полиции, не проинформировавшей ГУ Банка России о произошедшем? Неужели эти государственные органы жили каждый своей жизнью и не обменивались информацией, задаётся вопросом Мария Шупеник.
Добавить комментарий