Антон Дроздов: стратегия развития пенсионной системы не предполагает повышения пенсионного возраста
Статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов рассказали «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» во время селекторной конференции, передает ДВ-РОСС.
Андрей Пудов:
Прежде, чем говорить о самой Стратегии, напомню основные характеристики нынешней пенсионной системы. Средний размер пенсии по старости в России составляет в настоящее время 9,7 тысяч рублей. По сравнению с 2002 годом в реальном выражении размер пенсии вырос в 2,7 раза. Соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией составляет уже 183 процента притом, что в 2002 году было 108,5 процента. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсией тоже достаточно высок — 36,8 процента. В 2002 году был 34 процента. Казалось бы, все неплохо, но остается достаточно широкий круг нерешенных вопросов.
В рамках пенсионной системы сохраняется вопрос, связанный с отсутствием достаточных страховых источников для поддержания в дальнейшем размера пенсии на социально-приемлемом уровне.
Отмечается финансовая несбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того нарастают риски, связанные с увеличением объема средств, направляемых на накопительный элемент в рамках обязательного пенсионного страхования. И, конечно же, одним из основных нерешенных вопросов остается необходимость реформирования института досрочных пенсий.
В качестве приоритетных Стратегия выделяет три основные задачи. Первая – это гарантирование социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Вторая — обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и в целом пенсионной системы.
Третья — удержание страховой нагрузки на экономику страны на уровне, приемлемом для страхователей.
Мы говорим о необходимости перехода на иную формулу расчета пенсионных прав граждан. Эта формула находится сейчас еще в стадии тщательной проработки. И если очень упрощено ее представить в виде модели пенсионного правила, то выйдет она как «40-20-40-20»: при нормативом 40-летнем страховом стаже и внесении работодателями за весь период трудовой деятельности платежей по тарифу не менее 20 процентов гарантируется коэффициент замещения пенсией индивидуального заработка в 40 процентов.
Антон Дроздов:
Стратегия развития пенсионной системы не предполагает повышения пенсионного возраста. При расчёте сведений продолжительности среднего возраста выхода на пенсию, использованы сложившиеся статистические показатели.
Второе, уже имеющиеся пенсионные накопления не изымаются у граждан и не отменяются. Не только пенсионные права, но и все средства пенсионных накоплений, зафиксированные на индивидуальных лицевых счетах граждан, остаются за ними. Мы стремимся повысить эффективность пенсионных накоплений, как института, предлагая в дальнейшем перевод пенсионных накоплений в корпоративные и добровольны пенсионные системы. Государство будет по-прежнему контролировать взносы в эти системы. Будет осуществлять надзор и контроль за рынком пенсионных накоплений. Это обеспечит, с одной стороны, более гибкую систему учёта прав, более гибкое размещение на рынке этих средств, их больший эффект.
Третье. Досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств также не отменяются. Вопрос, кто будет платить за это – как раньше, вся страна или работодатели – владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест. Поэтому на первом этапе вводится дополнительный тариф для работодателей за работников на вредных производствах, а на втором этапе можно будет этот тариф платить не в государственную, а в корпоративную пенсионную систему. Соответствующие законы разрабатываются и могут быть приняты уже в следующем году.
Предлагается осуществлять подсчёт отработанного стажа и заработка за каждый год работы гражданина, именно продолжительность страхового стажа и заработка, который берется для подсчёта пенсии, и, исходя из коэффициентов, дальше применять при назначении пенсии. При этом роль стажа будет увеличена. Таким образом, те, кто будет работать дольше и получать более высокую заработную плату, будут и должны получать большую пенсию. При этом 40% будут гарантированы тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. Могу сказать, что в настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, порядка 70%. У тех, кто получает более высокую заработную плату, появляется возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах. Они более богаты, у них есть возможность отчислять из своего заработка дополнительные взносы на будущую пенсию.
В заключение я хотел бы сказать, что Стратегия опубликована на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Начался второй этап ее обсуждения, и я приглашаю всех заинтересованных присоединиться к нему.
Обсуждение:
— Стратегия одобрена правительством и представлена президенту. Какой дальнейший порядок ее рассмотрения? И в случае его принятия, когда, какие меры согласно этой стратегии будут вводиться?
А. Дроздов: Документ внесен президенту для изучения, а также продолжается его общественное обсуждение. Планируется, что в ближайшие два месяца он будет обсуждаться на различных площадках — Открытого правительства, парламента, Общественной Палаты, в различных экспертных сообществах. Будут обсуждаться в первую очередь основные положения и механизмы реализации. Планируется, что уже в этом году будут подготовлены законопроекты, необходимые для реализации Стратегии. По крайней мере, такое поручение мы получили от президента — до 15 декабря 2012 года разработать необходимые законодательные акты. После того, как эти законы будут разработаны, уже в следующем году, в период весенней сессии, они будут обсуждаться в парламенте. Если они будут приняты, реализация этих законов будет осуществляться, скорее всего, с 2014 года. В Стратегии прописаны определенные этапы. На первом этапе в качестве первоочередных выделены вопросы, связанные с реформированием института досрочных пенсий, льготных категорий плательщиков, изменением порядка подсчета пенсионных прав, реформированием накопительного компонента пенсионной системы.
— Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так повышаются? Нельзя ли поддерживать размер пенсии на приемлемом уровне при сохранении нынешней пенсионной системы?
А. Дроздов: Коротко напомню, что на днях в Государственную думу направлен законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2013-2015 годы. Он сбалансирован, предусматривается рост пенсий. По сравнению с 2011-м годом к 2015-му году они вырастут чуть более чем на 45%, как и было заявлено председателем правительства России. Будут также индексироваться пособия, социальные выплаты. Вместе с тем, расчеты показывают, что если мы будем продолжать действовать в том же правовом поле, которое существует, то уровень пенсий относительно зарплат, будет снижаться. К 2030-му году коэффициент замещения составит 25%, к 2040-му еще меньше. Одна из причин – это недостаточный уровень тарифов страховых взносов в пенсионную систему, наличие большого количества льготных категорий. Стратегия предусматривает меры, которые позволят избежать такого развития событий.
— Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? И достаточно ли десяти лет, чтобы так строго судить о результатах?
А. Дроздов: Существует мнение, что накопительная система в России существует совсем короткий срок, и за 10 лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более что на этот период пришелся экономический кризис 2008 года. Вместе с тем, я хотел бы сказать, что, во-первых, Стратегия не отменяет накопительный элемент пенсионной системы, как таковой. Мы переводим его из плоскости публичных обязательств государства, в более гибкий формат – корпоративную и добровольную систему. Что, как показал кризис, позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Второй момент, за прошедшие 10 лет, доходность пенсионных накоплений по обязательному страхованию в 2 раза ниже, чем индексация пенсий тех, кто не имел накопительной составляющей. То есть, если мы сравним пенсионный капитал людей 1966 и 1967 годов рождения — пограничные годы — мы увидим, что уже к 2020-му году у них будет значительная разница в назначенной пенсии. Понятно, что мы этого допустить не можем, чтобы государственная пенсия была разная у людей, близких по возрасту. Поэтому основное предложение Стратегии — пенсия с коэффициентов замещения в 40% должна у всех формироваться в солидарной системе. Накопительная система должна быть дополнительной к этой солидарной системе, и формировать более высокий коэффициент замещения, то есть, в данном случае, сверх 40%.
— Если Стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?
А. Пудов: Первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в последние годы. Потому что если вообще ничего не делать, то размер пенсий реальный по отношению к прожиточному минимуму будет падать. Реальный результат, по нашему мнению, конечно же, будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-го года, когда пенсионная формула будет распространяться и работать для более значимого числа лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило в модели, которую мы сегодня просчитываем, будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права, говоря проще, выходить на работу после 2002 года, как раз уже в рамках новой пенсионной системы. Поэтому их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им формировать большие пенсионные права.
А. Дроздов: Сторонники более «математического» подхода к формированию пенсии говорят: если у пенсионной системы не хватает средств на выплату пенсии, не хватает страховых взносов, растет трансферт из федерального бюджета, то давайте снижать уровень пенсии. И в этом состоит основное предложение экспертов из финансового блока [правительства]. Мы говорим о том, что мы не должны снижать уровень пенсии. Мы должны находить источники, чтобы поддерживать действующий уровень пенсии. Мы должны сделать справедливую формулу распределения пенсионных прав, которая бы давала возможность тем, кто получает среднюю зарплату и отработал корпоративный стаж, получать пенсию, адекватную международным стандартам, т.е. с коэффициентом замещения заработка не менее 40%. И, в связи с этим, необходимо изменить формулу распределения и найти внутренние источники. Вот это основной эффект наших предложений – пенсии не будет снижаться.
— Президент России Владимир Путин несколько раз высказывался очень решительно против повышения пенсионного возраста. Но в Стратегии развития пенсионной системы говорится, что для того чтобы, скажем, женщина получила пенсию в размере 40% от своей заработной платы ей надо работать минимум 30 лет. А когда же эта женщина будет рожать первого ребенка, второго ребенка, желательно третьего? Когда она будет воспитывать этих детей, а потом еще работать? Получается, что женщине, имеющей детей, к 55 годам иметь такой стаж – нереально. Получается, что в реформе заложен скрытый способ увеличения этого самого пенсионного возраста?
А. Пудов: Когда мы формировали подходы к новому пенсионному правилу, давали оценку таким житейским обстоятельствам. Периоды ухода матери за детьми или период службы в армии мы предполагаем засчитывать в стаж при размере пенсии.
Я не оговорился, я сказал о том, что пенсионная формула продолжает разрабатываться. Работа над ней еще не завершена, в Стратегии сформулирован только общий принцип. Подход к исчислению стажа для женщин также будет обсуждаться. Я думаю, что разумный компромисс для оценки стажа с учетом пола, безусловно, будет достигнут, чтобы дискриминации в правах не было.
Как будет развиваться Программа государственного софинансирования пенсий после принятия Стратегии? Если смысл участвовать в ней с учетом предстоящего реформирования накопительного компонента?
А. Дроздов: Первое – все пенсионные накопления, уже сформированные у участников Программы, сохраняются и будут учтены при расчете размера пенсии этих людей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года, и есть смысл это сделать т.к. государство будет удваивать добровольные взносы участников этой Программы в пределах 12 000 рублей в год в течение 10 лет. Сам по себе накопительный элемент пенсионной системы, согласно Стратегии, сохраняется. И все пенсионные права, уже сформированные через Программу софинансирования или те, что будут формироваться у вновь вступивших участников – все они пойдут на увеличение пенсии.
Для каждого вступившего в Программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях, как это определено федеральным законом.
Для развития Программы в дальнейшем, на наш взгляд, следует изменить принцип вступления в нее. Сейчас государство удваивает взносы всех участников Программы, вне зависимости от уровня дохода. То есть если у вас зарплата хоть миллион рублей в месяц, вы все равно получаете 1000 рублей государственного софинансирования на 1000 рублей своего добровольного взноса. Между тем, во всем мире такие программы действуют для тех, кто по каким-то причинам имеет средний или более низкий заработок и не может, например, позволить себе участвовать в программах для дополнительного увеличения своей пенсии.
— Если человеку не будет хватать трудового стажа для выхода на льготную пенсию, как она будет назначаться? И при этом, не потеряют ли права те, кто уже выработал необходимый для досрочной пенсии вредный стаж, но еще не достиг пенсионного возраста?
А. Дроздов: Во-первых, все те граждане, кто имеет хотя бы один день льготного стажа, уже вступили в правоотношения насчет досрочной пенсии по ныне действующему законодательству. И никто у них эти права отнимать не будет. То есть, тем или иным способом им будет дано право получить причитающиеся льготы, если они дальше доработают до необходимого стажа. Потому что и в действующем законодательстве говорится, что если вы хотя бы год или два недоработали до необходимого стажа, у вас льгот нет. Исключение только в особых случаях: это когда можно иметь и полстажа, и получать льготу в половинном размере. Ведь это всё сохраняется.
Другой вопрос с теми, кто не имеет ни дня льготного стажа — здесь тоже было два подхода. Один подход: те, кто ещё не начал работать в этой профессии, которая даёт льготный стаж, и будет вступать в систему после изменения законодательства – давать им льготы или не давать? Опять же было принято решение более мягкое, так что если эти рабочие места останутся вредными и опасными, то необходимый объём компенсации за вред или опасность им необходимо будет предоставить. Но все эти компенсации должны быть обеспеченным источником финансирования. Поэтому, если в результате аттестации эти места останутся вредными и опасными, то работники, которые придут на эти рабочие места, также будут иметь необходимые льготы и компенсации, но это уже будет либо возможность досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем, либо более высокая заработная плата.
— Предлагаемая в Стратегии схема предполагает по выходу на пенсию выплату гражданину 40% заработка в течение 20 лет, а что произойдет, если человек проживет на пенсии дольше — 21 год, 30 и т. д.?
А. Дроздов: 20 лет — условный расчетный показатель. Пенсия у нас в стране бессрочная, она и останется бессрочной, это закреплено законом, и здесь никаких изменений не предвидится. Сейчас, как вы знаете, законом установлен расчетный средний период продолжительности жизни на пенсии в размере 18 лет, статистически он немного выше, именно поэтому в следующем году этот период увеличивается до 19 лет, потом до 20 и дальше будет ориентироваться на статистический. Кто-то не проживает на пенсии весь период, кто-то живет намного дольше — именно поэтому для расчетов берется средний показатель, за счет экономии покрываются затраты на выплату пенсий тем, кто пережил средний период нахождения на пенсии.
— Не предполагает ли Стратегия изменения в правах работающих пенсионеров?
А. Дроздов: Действительно были предложения финансового блока правительства не выплачивать часть пенсии работающим пенсионерам вне зависимости от того, какой доход они получают. Мы считаем это в корне неверным. Граждане, получающие среднюю низкую заработную плату, не должны страдать, не должны быть лишены пенсии. Нужно, во-первых, стимулировать их, чтобы они работали — это в интересах государства — и поэтому в стратегии нет предложений о том, чтобы сразу же или медленно лишить работающих пенсионеров права на получение части пенсии или всей пенсии. Есть положение, что в среднесрочной перспективе, после того, как мы создадим такой механизм, можно будет привязывать уровень дохода гражданина с некоторым ограничением по выплате пенсии. Если это будет вводиться, то будет вводиться не в ближайшее время и, конечно, только для тех, кто имеет высокую заработную плату и при этом получает пенсию. Но для этого необходимо будет создавать механизм ежемесячного учета заработка, поэтому в среднесрочной перспективе введение такого механизма для высокооплачиваемых работающих пенсионеров не планируется. И не планируется вообще для тех, кто получает среднюю и низкую заработную плату.
— Сохранится ли правопреемство пенсионных накоплений?
А. Дроздов: Как я уже сказал, для тех, кто формирует свои пенсионные накопления в действующей системе, все так и останется – пенсионные накопления передаются правопреемникам в случае смерти гражданина, если она произошла до назначения ему пенсии. За исключением тех, кто получал срочную пенсионную выплату – остатки накопленных средств могут быть выплачены правопреемникам и после назначения СПВ.
А при развитии накопительного компонента, переходе его на корпоративный и добровольный уровень появляется больше возможностей выплачивать эти средства правопреемникам. Причем не только в случае, если человек не достиг пенсионного возраста и пенсия еще не назначалась, но также в отдельных случаях и после назначения пенсии. Корпоративные и добровольные системы создают бОльшую гибкость в этом вопросе.
— Планируется ли усиление ответственности страхователей за неуплату взносов по ОПС?
А. Дроздов: Основной принцип Стратегии — страховые взносы на пенсионное страхование должны платить все, и то количество льгот, которое сейчас предоставлено, оно, конечно, нас не устраивает. Планируется, что после того, как законодательно установленный период этих льгот истекает, они продлеваться не будут. Но, если государству необходимо будет стимулировать отдельные отрасли или отдельные сферы деятельности, то лучшим инструментом здесь будет субсидирование этих организаций, т. е. будут предоставляться субсидии, но взносы они будут платить в полном объеме. Этот принцип заложен в Стратегию. Что касается ужесточения ответственности, то здесь вопрос связан с тем, что у Пенсионного фонда как администратора этих взносов, меньше прав по сравнению с ФНС. Мы считаем, что определенные дополнительные права можно было бы предоставить ПФР для того, чтобы усилить собираемость страховых взносов. Но я хочу сказать, что эта собираемость находится на серьезном, высоком уровне и хотел бы поблагодарить за это сотрудников Пенсионного фонда. Мы собираем порядка 98% взносов, это очень хороший показатель и текущие задания по сбору страховых взносов перевыполняются более чем на 8%.
Добавить комментарий