Во Владивостоке может появиться единая восточноазиатская сырьевая биржа
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России предлагает повысить тариф на транспорт российской нефти по маршруту «Махачкала — ПК Шесхарис» на 7%, до 303,79 руб. за одну тонну (без НДС). Данный тариф будет применяться для сырья, прокачиваемого «Лукойлом» с месторождения им. Корчагина и для казахстанской нефти, перевалка которой осуществляется через порт Махачкала. Об этом передает ДВ-РОСС.
Согласно заявке «Транснефти», представленной в рамках подготовки тарифных решений на 2013 год, по указанному маршруту планируют поставлять нефть как российские, так и казахстанские грузоотправители. При этом заявленный «Транснефтью» на 2013 год объем транспортировки российской нефти по маршруту «Махачкала — ПК Шесхарис» с дальнейшей поставкой в порт Новороссийск составит 1 млн 098,4 тыс. т, транзитной нефти — 3 млн 120 тыс. тонн, отмечает прибыльный советник Forex.
Учитывая, что тарифы на услуги по транспортировке транзитной нефти в соответствии с положениями межправительственного соглашения между Россией и Казахстаном подлежат ежегодной индексации, ставки тарифов по транспортировке транзитной нефти, в том числе по маршруту « Махачкала — ПК Шесхарис», планируется проиндексировать с 1 января 2013 года на величину инфляции. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, он составит в 2012 году 7%.
В связи с этим ФСТ считает целесообразным проиндексировать ставку тарифа на услуги «Транснефти» по транспортировке нефти по маршруту «Махачкала — ПК Шесхарис» для российских грузоотправителей также на 7%, говорится в пояснительной записке к проекту приказа ведомства.
Таким образом, предлагается утвердить ставку указанного тарифа в размере 303,79 руб. за 1 тонну (без НДС).
Средний тариф «Транснефти» с 6 ноября увеличится в среднем на 5,5%, соответствующий приказ вступил в силу 6 ноября. В направлении КНР и порта «Козьмино» (по ВСТО) — 2081 рублей за тонну (рост 10,2%), в направлении портов «Усть-Луга» и «Приморск» (БТС, БТС-2) без изменений в размере 553,5 рубля за тонну; вместо сетевого тарифа «Клин — Андреаполь» ввести сетевой тариф «Клин — Усть-Луга» в размере 642,36 рубля за тонну; тариф на услуги по транспортировке нефти по маршрутам «Тайшет — Мегет/Ангарская НХК» – 274,13 рубля за тонну (рост 7,5%).
При этом наиболее экономически выгодным, с учетом цены продажи сырья, является маршрут экспорта нефти по ВСТО. Для Азербайджана прокачка нефти на Новороссийск остается на уровне, согласованном межправсоглашением о 1996 года (15,67 долл.).
«Лукойл» начал разработку месторождения им. Корчагина в 2010 году. нефть, добытая на месторождении им. Корчагина, транспортируется танкерами до Махачкалы, затем закачивается в систему «Транснефти» и далее идет в Шесхарис. Месторождение расположено в северной части акватории Каспийского моря в 180 км от Астрахани и 240 км от Махачкалы. Глубина моря на участке — 11—13 м. Открыто в 2000 году.
Между тем, управление энергетической информации США (УЭИ) будет использовать североморскую нефть Brent в качестве ценового ориентира при составлении прогнозов вместо техасской WTI.
Причиной смены ориентира для УЭИ стало «возрастающее несоответствие» между ценами на WTI и нефтяными котировками на мировом рынке. Управление отмечает, что в последнее время розничные цены на топливо, прежде всего бензин и дизель, отражают движение котировок Brent и в гораздо меньшей степени следуют за WTI.
К концу этого года спред между WTI и Brent достиг 20 долл. и держится устойчиво. Газета разъясняет позицию УЭИ «потребностями трейдеров», которые предпочитают торговать Brent. Якобы рекордные запасы этой нефти на терминале Кушинг в Оклахоме искажают динамику котировок этого сорта (именно запасы нефти на этом терминале служат основой для определения стоимости WTI). Кроме того, из-за роста добычи нефти внутри США (по прогнозу УЭИ, к 2019 году США будут добывать 7,5 млн барр. нефти в сутки по сравнению с 5,7 млн в прошлом году), нефтетранспортная инфраструктура перестала справляться с поставками WTI на мировые рынки, в результате чего снизилась корреляция между внутриамериканским рынком и мировым.
УЭИ перешло на WTI в качестве ориентира при составлении ежегодных прогнозов с 2008 года. Ранее управление ориентировалось на индекс импортных цен на нефть, поставлявшуюся на американские НПЗ. В опубликованном на прошлой неделе прогнозе на 2013 год управление уже использовало Brent. И это несмотря на то, что добыча Brent продолжает неуклонно падать, и фактически рынок не получает сколько-нибудь существенных объемов, способных повлиять на соотношение спроса и предложения.
В информации Financial Times следует обратить внимание на основное обоснование перехода на Brent в качестве ценового ориентира – потребности трейдеров. Действительно, США за счет разработки сланцев и ряда административных мер смогли отвязать цену на собственную нефть от Brent и добиться снижения «бензинового» бремени для американцев.
Однако в результате этих действий WTI перестала быть спекулятивным инструментом, который легко контролируется маркетмейкерами – учредителями Межконтинентальной биржи (ICE). Нынешнее решение УЭИ отражает ее готовность балансировать интересы спекулянтов и простых американцев, а также компаний, добывающих сланцевую нефть, для которых крайне невыгодно дальнейшее снижение цены на сырье.
В этой связи, можно сделать следующие выводы для планов «Транснефти» по превращению ESPO в ценовой ориентир для Азиатского рынка. Во-первых, добиться сопоставимого уровня торгов по фьючерсам будет невозможно без полной десуверенизации поставок нефти из России. Во-вторых, основные усилия должны быть направлены на продвижение сорта в инвестиционно-финансовом мире, создания трейдинговой инфраструктуры, возможно, формирования единой восточноазиатской сырьевой биржи на «нейтральной» территории, например, в том же Владивостоке. Это в том числе означает, что необходим максимальный объем нефти этого сорта, торгуемый на свободном рынке, без долгосрочных контрактов, которые так любят отдельные российские нефтяные компании.
В-третьих, вполне реальным представляется вытеснение ESPO сорта Dubai, который объективно отстает от ESPO по совокупности своих характеристик для рынка Северо-Восточной Азии (по качеству, дальности и времени доставки, объему свободных продаж, не связанных долгосрочными контрактами).
Добавить комментарий