В День Победы во Владивостоке почтили память Николая Малахова — капитана грузового судна, потопившего японскую подлодку
«Огненные рейсы» — одна из самых ярких и трагичных страниц летописи русского мореплавания. Официальный сайт Морского государственного университета (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского рассказал об одном из героев Великой Отечественной войны — капитане Николае Малахове, выпускнике Владивостокского морского техникума, из которого вырос МГУ. Об этом передает ДВ-РОСС.
Выпускниками Владивостокского морского техникума были многие из моряков, работавших в военные годы на судах «Дальневосточного пароходства». Трое из них стали Героями Советского Союза: Н.И. Сипягин, К.С. Бадигин, А.Г. Ефремов. Именами бывших курсантов названы суда ДВМП: «Капитан Готский», «Капитан Кремс», «Капитан Вага», «Николай Малахов».
Николай Никитич Малахов родился 14 ноября 1912 года во Владивостоке в дворянской семье. Его отец был морским офицером, принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Николай учился в церковноприходской школе, а с 1922 года, после того как Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР, — в советской трудовой школе. Вместе с другими пионерами ходил в походы по Приморью, в том числе и под парусами на двух старых списанных судовых шлюпках.
Получив аттестат, Николай поступил во Владивостокский морской техникум, который успешно окончил в 1933 году. За год до этого на Дальнем Востоке была создана Особая Северо-Восточная полярная экспедиция. Она открыла новый этап в истории северо-восточного мореплавания и внесла большой вклад в освоение Северного морского пути. Николая Малахова в числе других его однокурсников в рамках плавательной практики направили матросом 1-го класса на лесовоз «Урицкий».
Судно попало в плен арктических льдов в районе острова Айон. 18 месяцев Малахов вместе со всем экипажем зимовал, дрейфуя в открытом море, переживая полярный холод и цингу. После того как судно вышло из дрейфа, на «Урицком» от столкновений со льдами обломались лопасти винта. В ледяной воде, ночью, в пургу экипажу удалось установить запасной винт, весивший четыре тонны, пишет Галина Якунина.
В 1933 году Малахов получил диплом штурмана дальнего плавания. В том же году было создано Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). Николай был назначен третьим помощником капитана на пароход «Шатурстрой». Вскоре он стал вторым помощником, а в 1936 году — старпомом, отвечая на судне за всё: безопасность людей и груза, действия палубной команды и штурманов, несение вахт, ремонт такелажа.
«Шатурстрой» совершал рейсы на западную и восточную Камчатку, в бухту Нагаево, где начинали строить порт и город Магадан, перевозил оборудование и остродефицитных специалистов: геологов, топографов, метеорологов, а также сезонных рабочих. В 1937 году Н.Н. Малахов получил диплом капитана дальнего плавания, но сразу приступить к работе не смог из-за болезни и обратился к руководству с просьбой о временном переводе его лоцманом во Владивостокский порт. В его обязанности входила встреча иностранных судов у маяка Скрыплёва, проводка их в порт, швартовка к причалу или постановка на рейде, а после окончания разгрузки — выведение из порта. Бывали дни, когда приходилось осуществлять по 5-6 проводок и швартовок. В 1939 году Николай Малахов окончил военно-морские курсы, получив звание командира корабля-охотника за подводными лодками. 14 ноября 1939 года он вступил в командование пароходом «Колхозник», а 14 мая 1940 года получил назначение на пароход «Уэлен».
Начало войны, 22 июня 1941 года, он вместе с экипажем встретил в Гонконге, где судно стояло на ремонте. Все пять лет войны капитан Малахов, командуя «Уэленом», без передышки совершал «огненные рейсы» между Владивостоком и портами США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирана. Маршруты проходили через районы активных боевых действий и сплошные минные поля. В любой момент их могла атаковать вражеская подлодка. На «Уэлене» перевозили олово, вольфрам, молибден, свинец, алюминий, ртуть, каучук, сахар, муку, шерсть, автомашины, взрывчатку. Длились рейсы долго, один из них продолжался целых девять месяцев: за это время «Уэлен» дважды сочли погибшим. Был 32-суточный безостановочный переход через океан из Веллингтона в Сан-Франциско, очень редкий в истории советского мореплавания. О нём написала «Комсомольская правда» 3 ноября 1945 года.
Наиболее опасным выдался третий рейс в австралийский город Ньюкасл. 17 мая 1942 года пароход был атакован японской подводной лодкой, начавшей обстрел судна из надводного положения. Многие из экипажа, в том числе и капитан Малахов, были ранены. Но оружейный расчёт открыл ответный огонь из пушки и сумел попасть в основание рубки подводной лодки, где сдетонировали снаряды. Впервые в истории вражеская подводная лодка была потоплена грузовым судном. Это морское сражение вызвало настоящий шок у заморских специалистов. Никто не мог поверить, что торговое судно, не имеющее специальной военной команды, вооруженное простой полевой пушкой, установленной на турель, смогло выйти победителем в схватке с подводной лодкой. Имя Николая Малахова стало легендарным. В любом порту Австралии моряки при его появлении дружно вставали. За этот героический бой Н.Н. Малахов был награждён орденом Ленина. День Победы экипаж «Уэлена» встретил в Ванкувере.
После войны в ДВМП стали поступать судна, полученные СССР по репарациям. В том числе было получено судно «Oceana». Корабль был переименован в «Сибирь» и его капитаном назначили Н.Н. Малахова. В 1950 году он был назначен капитаном турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов», а в 1954 стал заместителем начальника Дальневосточного морского пароходства.
С 1959 по 1964 год Николай Никитич возглавлял крупнейшее пароходство Советского Союза. Под его началом находились службы мореплавания и связи, инженерные службы, пассажирский и ледокольный флоты, порты пароходства, судоремонтные заводы и многое другое. Он явился одним из инициаторов интенсивной модернизации флота и механизации выгрузки в северных портах. При нём качественно улучшилась работа судов пароходства на загранперевозках, произошло заметное повышение производительности труда, была создана автоматизированная система управления, проводилась борьба с загрязнением окружающей среды. Большое внимание Н.Н. Малахов уделял социально-экономическому развитию пароходства, капитальному строительству, в том числе и жилья для моряков.
Наибольшее развитие получил при нем пассажирский флот Дальневосточного пароходства. В конце 50-х годов он состоял из 15 грузопассажирских и девяти переоборудованных под перевозки пассажиров грузовых судов. Они работали на Камчатской экспрессной линии, Южно-Сахалинской на Корсаков, Южно-Сахалинской на Холмск, Приморской, Курильской, Нагаевской, Чукотской линиях. По инициативе Малахова в 1962 году был проведен первый пробный туристический круизный рейс теплохода «Григорий Орджоникидзе» из Владивостока по приморскому побережью и портам Сахалина с заходами в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. Тогда же была открыта международная грузопассажирская линия Находка — Иокогама.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Николаю Никитичу Малахову было присвено звание Героя Социалистического труда. Ранее он был награждён двумя орденами Ленина, а также орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени и многими медалями.
В 1964 году Н.Н. Малахов был переведён в Москву. В 1964-1974 годах работал начальником управления пассажирского флота Министерства морского флота СССР. Выйдя в 1974 году на пенсию, Николай Никитич продолжал трудиться старшим научным сотрудником отдела истории морского транспорта института «Союзморниипроект», принимал активное участие в подготовке научных трудов по истории морского транспорта. В 1979 году вышла его книга воспоминаний «Далекое-близкое».
Скончался Н.Н. Малахов в Москве 18 октября 1983 года. Его именем названо одно из судов Дальневосточного морского пароходства.
Жизнь этого замечательного бесстрашного и скромного человека, без всяких высоких слов, принадлежала Родине, и он не считал себя героем. Но вклад в Победу таких людей, как капитан Малахов, трудно переоценить.
Добавить комментарий