Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема приступил к очередной аккредитации
— Что такое аккредитация образовательного учреждения, кто ее проводит и зачем?
— Начнем с самого слова. С латинского языка на русский слово «аккредитация» можно перевести как выражение «процедура доверия». То есть вуз проверяют, стоит ли ему доверять по поводу его деятельности. На официальном языке это называется «экспертиза соответствия содержания и качества подготовки федеральным государственным стандартам и требованиям».
Во многих ведущих странах мира исполнителями процедуры аккредитации образовательного учреждения, то есть аккредитующими организациями, являются, как правило, общественные, реже — правительственные организации. Дело в том, что во внешнем мире высшее образование и значительная часть основного (или общего) образования часто имеют негосударственный характер, поэтому там и аккредитация в основном негосударственная (независимая) или смешанная: государственно-общественная. В нынешней России сложилось так, что аккредитацию тоже стремятся представить как государственно-общественную, хотя это до сих пор, скорее, пожелание, потому что Росаккредагентство, реально проводящее аккредитацию вузов, является бюджетной организацией.
Что проверяют? Проверяют высшее образовательное учреждение на наличие необходимых условий для ведения образовательной деятельности, на которую это учреждение имеет лицензию. Сама по себе лицензия дает только право на ведение деятельности, нужно еще доказать, что ты эту деятельность действительно ведешь, что у вуза есть материальные, кадровые и другие условия для подготовки студентов, что студенты показывают какие-то знания, результаты, что по заявленным образовательным программам есть выпуски, что есть сотрудничество с работодателями, что вуз как учреждение своего вида эффективен в науке и т.д.
У этой проверки есть две стороны: это проверка документов, которые подтверждают твою деятельность, и проверка самой деятельности (например, тестирование студентов, собеседование с сотрудниками и с представителями администрации, при необходимости — посещение занятий).
— По каким критериям аккредитационная комиссия проверяет вуз?
— Это наличие студенческого контингента, кадровое обеспечение (преподаватели высшей квалификации: кандидаты и доктора наук), результативность обучения (проверяется в основном тестированием), материально-техническое обеспечение (лаборатории, компьютеры и т.д.), учебно-методическое обеспечение (библиотечные фонды и т.п.). Для всех этих критериев существуют определенные нормативные показатели.
Если говорить проще, то государство заставляет нас отчитываться за использование средств, которые оно в нас вкладывало. Наш вуз — это бюджетная организация. Конечно, государство не за все платит и не так щедро, как хотелось бы. И все же, государство — наш учредитель.
— Что вуз получит после прохождения аккредитации?
— Успешно пройденная аккредитация для организации означает возможность легально работать до следующей аккредитации. Государство предоставляет тебе право на очередное пятилетие работы именно в этом статусе (в нашем случае в статусе университета), право реализовывать лицензированные образовательные программы, выдавать дипломы установленного образца.
— А вуз же совсем недавно проходил аккредитацию.
— Нужно различать несколько видов аккредитации. Существует аккредитация образовательного учреждения, и существует аккредитация отдельных образовательных программ. Это разные вещи. Отдельные образовательные программы проходят аккредитацию чаще, чем образовательные учреждения, и это понятно. Наш вуз проходил последнюю «большую» аккредитацию (ее иногда называют институциональной) в 2009 году — это как раз почти пятилетний период. Нынешнюю аккредитацию мы должны были пройти в 2014 году, но в силу ряда разных причин, в том числе из-за принятия нового федерального закона об образовании и грядущей смены показателей деятельности, было решено аккредитацию провести чуть раньше, до вступления в силу новых правил.
— Как прошла аккредитация 2009 года и что нужно было учесть?
— Она прошла успешно, судя по тому, что после нее мы не просто продолжаем свое существование, но и повысили в 2011 году свой статус — стали университетом. Кроме того, государство сочло возможным ввести в состав нашего университетского комплекса учреждения среднего профессионального образования (СПО), а это удалось далеко не всем вузам нашего региона (например, это не удалось такому в целом успешному вузу, как АмГУ).
Что касается замечаний и недостатков: они всегда есть, и главные проблемы нашего вуза, как и других вузов дальневосточного региона, малых и больших, — кадровое и материальное обеспечение. Хотя за последние десять лет кадровый уровень (квалификация преподавателей) существенно повысился и возросла «остепененность», у нас до сих пор остается проблема, связанная, прежде всего, с докторами наук. Их у нас, мягко говоря, не так много, как хотелось бы (нормативные требования, тем не менее, мы исполняем и в этом).
Поскольку мы стремимся развивать технические науки (это не просто наше желание, а потребность региона), то ясно, что с техническими специальностями связана очень серьезная материальная база. И, конечно, здесь много проблем, которые вряд ли можно решить в среднесрочной перспективе (за несколько лет), скорее, в долгосрочной. Хотя наш ректор и коллектив вуза прилагают все усилия, чтобы решить эти проблемы.
— Каков был наш результат по сравнению с другими вузами при прохождении аккредитации 2009 года?
— Поймите правильно, аккредитация — это не мониторинг вузов, где можно определять и сравнивать рейтинговые позиции: кто на каком месте. Здесь никто никаких рейтинговых мест никому не раздает. Соответствуешь государственным требованиям, предъявляемым учреждениям твоего типа, вот и молодец, работай дальше. Не соответствуешь, тебе сделают замечание: что-то будет нужно исправить до определенного срока. Некоторые образовательные учреждения, если дела там оказываются совсем «швах», аккредитуют не на полный срок. Для них могут устроить следующую проверку, например, через два-три года. Если вуз не справится, то учредитель может поставить вопрос о существовании вуза вообще, или о смене его вида, или о его реорганизации: вариантов много.
— Назовите, пожалуйста, временные рамки нынешней аккредитации.
— Пять дней.
— А когда комиссия предупреждает вуз о грядущей проверке?
— Бывает по-разному. Что касается нынешней аккредитации, то мы ожидали, что она пройдет в сентябре, а тут — середина лета! Так получилось.
— Это лучше, что вуз проходит аккредитацию раньше?
— Если говорить о неожиданности и авральности ситуации, то здесь, конечно, есть определенные минусы: в документальном обеспечении деятельности никогда ни у кого не бывает абсолютного порядка, поэтому всегда приходится что-то доделывать. В нашем случае — доделывать в известной степени наспех, то есть те немногочисленные исправления, которые можно было бы спокойно внести в нашу бумажную номенклатуру за лето, сейчас нужно было делать в спешке. Однако в этой ситуации есть и свои плюсы. Известно, что наши люди зачастую выкладываются на короткой дистанции гораздо качественнее, чем на длинной.
— Каковы шансы, что вуз успешно пройдет эту аккредитацию?
— Хорошие шансы!
— Возможно ли, что аккредитацию не пройдут филиалы и в области останется только один наш вуз? Не пойдет ли это во вред образованию?
— Филиалы проходят аккредитацию в свой срок, здесь они совершенно ни при чем. Та аккредитация, которая идет сейчас, касается только нас. Наше заявление на прохождение аккредитации рассмотрели, назначили сроки, и мы ее проходим. У других вузов свои графики прохождения аккредитации.
Что касается филиала, например, АмГУ, то он просто прекращает свое существование в нашей области. Об этом администрация Амурского университета заявила вполне недвусмысленно. Филиал больше не будет совершать новые наборы. Он доучивает тех студентов, которые у него есть, и все.
Филиал сельскохозяйственного вуза из Благовещенска, наверное, будет существовать, хотя и он в этом году, судя по его официальному сайту, тоже не делает набора. Он объективно нужен области. У нашего вуза нет возможности удовлетворить потребности региона в этой сфере.
О филиале ХГАЭП (Хабаровская государственная академия экономики и права) мне трудно что-то сказать. Знаю лишь, что уже несколько лет обсуждается тема, связанная с реорганизацией этой академии. Понятно, что существование филиала, который ведет активную образовательную деятельность в области, будет напрямую зависеть от того, что происходит в Хабаровске.
Теперь о монополизме. Здесь тоже палка о двух концах. Дело в том, что филиалы и мы на территории области оказались в неравных условиях. И, как ни странно это выглядит для постороннего наблюдателя, именно филиалы оказались в более выгодной позиции, поскольку для них нет особой необходимости тратиться на науку, на спорт, на подготовку кадров, на внеучебную деятельность и т.п.
Они, как правило, только учат. Это, конечно, не очень здорово, это ослабляет ведущий вуз области. Вопрос можно поставить по-другому. Что значит быть или не быть монополистом? Посмотрите на область: она относительно небольшая по территории (примерно 60-е место среди других субъектов РФ), а по населению так и совсем небольшая. Здесь живет около 170 тысяч человек (80-е место из 83-х). Ну давайте заведем два или три полноценных вуза, что будет? Смешно просто. Конкуренция хороша, когда для нее есть какие-то реальные основания. (В Москве, к слову, один государственный вуз приходится примерно на 130-150 тысяч населения, так что мы нормальным образом находимся внутри этой пропорции.) Рядом Хабаровск — вот вам реальная конкуренция. Мы хотим, чтобы наши дети уезжали туда навсегда? С кем останемся?
Добавить комментарий