В Хабаровске представили уникальную коллекцию собранных Владимиром Арсеньевым вещей
— Вот эти косточки от пениса медведя — их прикрепляли к бытовым предметам, это помогало сохранить потомство, — рассказывает Валентина Горбачева, зав. отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея.
Изображение медведя, его шкура и даже детородный орган — все это малочисленные народы Приамурья использовали в культовых обрядах. Сакральное животное у удэгейцев, к примеру, считалось прародителем. Не обходили вниманием хозяина леса и нанайцы. Особенностями культуры приамурских аборигенов в начале XX века заинтересовался Владимир Арсеньев — человек военный, но живо интересующийся этнографией. Многочисленные и притом непростые экспедиции совершил исследователь по Уссурийскому краю.
— Он дважды был на грани гибели, умирал от голода, и его спасали сами удэгейцы. Он потом сам помогал здесь, когда они приезжали в 1930-х годах, он их устраивал, направлял, писал письма во всякие организации, — говорит Валентина Горбачева.
С удэгейцами, нанайцами, орочами исследователю удалось сдружиться. И только благодаря этому он смог привезти из экспедиций не просто ценные, а культовые вещи, к которым буквально запрещалось прикасаться. Шаманы же сами отдавали Арсеньеву изображения духов, свои пояса, бубны.
— Эти фигурки — духи-помощники шамана, они сделаны по указанию шаманы и играли важную роль в представлениях между миром человеческим и миром животным, — объясняет сотрудник музея.
Чтобы собрать и вывезти как можно больше, этнограф шел на хитрости, сокращал до минимума набор своих вещей — брал в экспедицию лишь половину бинокля, научился делать зарисовки, оставляя громоздкую фототехнику дома. В итоге из путешествий привез сотни ценных экспонатов. Часть из них пополнила коллекцию Гродековского музея, которым управлял на тот момент Арсеньев, другие он отправил в этнографический музей в Петербург. Их, спустя век, на полтора месяца вернули на родину, сообщает SetTV.
Добавить комментарий