Выставка «Анатомия спектакля» открылась в Музее книги Антона Чехова «Остров Сахалин»
Выставка из фондов мемориального музея-заповедника А. Чехова «Мелихово» и музея МХАТа была подготовлена в 2013 году, к 150-летию К. Cтаниславского. Новый проект интересен тем, что театр, перестав быть временем настоящим, становится не менее живым прошлым в музейных витринах. Как рассказала заместитель директора Мелиховского музея Анастасия Журавлева, «идея состояла в том, чтобы показать, как режиссеры-новаторы ставили драматурга-новатора, поскольку именно Станиславский и Немирович-Данченко нашли адекватные формы для воплощения поэтики чеховских пьес».
Чайка в честь чеховской пьесы, обозначавшей начало нового театра (автором ее был архитектор Федор Шехтель), украшает занавес МХАТа начала ХХ века, фрагмент которого добрался до Сахалина. Равно как и другие не менее уникальные экспонаты из закромов столичных музеев на радость театралам. Пенсне и автограф Станиславского, карандаш и экземпляр «Чайки» с пометками Немировича-Данченко, чемоданчик с театральными аксессуарами актрисы Книппер-Чеховой, фотографии и костюмы позволяют восстановить великое былое.
Что нового привнес Станиславский в театр, иллюстрирует каждый из четырех разделов выставки: режиссерская партитура, декорации, репетиции, звуковые эффекты. На выставке представлены режиссерские планы, дневники репетиций, макеты к спектаклям МХАТа — все это ввел в театральный процесс Станиславский. А также и жесточайшую трудовую дисциплину, не очень привычную для богемы. Его принципы взаимоотношений между людьми театра смотрятся более чем актуально, их вполне можно вписывать в качестве положений в трудовой договор сегодня: «Опаздывание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость повторять одно и то же — одинаково вредны для дела и должны быть искореняемы».
А звуковые эффекты дали основание для определения «выставка-какафония», где известный музейный принцип «руками не трогать» не работает. Можно и нужно трогать, вертеть, стучать, чтобы извлечь театральные звуки. Так, барабан с горохом отлично заменяет ливень, шлепки полосами линолеума о ладонь — падающие капли воды, листочки пергамента — ветер, удар о лист железа — выстрел, некогда убивший режиссера К. Треплева.
Правда, посожалела А. Журавлева, слишком громоздка для гастролей конструкция, производящая знаменитый чеховский звук «лопнувшей струны». Зато можно услышать стрекотанье сверчка, кваканье лягушки образца начала ХХ века. Юные посетители вернисажа с готовностью разыграли звуковую партитуру «Чайки» с помощью разнообразных шумовых машин, когда-то изобретенных актером В. Поповым вместе с великим реформатором. Воистину у дореволюционных звукорежиссеров начала ХХ века был большой простор для поисков. Но и еще пару десятков лет назад, в докомпьютерную эпоху, в театре тоже были свои находки.
Например, заведующая труппой Чехов-центра Мария Баюшкина припомнила, как однажды отказал пистолет, и чтобы имитировать выстрел, режиссер подсказал другой вариант — удар мечом по столу помрежа оказался не менее убедительным, зрители разницы не заметили. Блок «Звуковые эффекты» — яркое свидетельство, как далеко шагнули театральные технологии.
Как подчеркнула А. Журавлева, Сахалин увидел Мелихово, а Мелихово увидел Сахалин. Выставка ждет поклонников Чехова и театра до 26 июля. На осень запланированы гастроли мелиховского театра «Чеховская студия» в Южно-Сахалинске, пишет «Сахалин.инфо».
Добавить комментарий