Во Владивостоке открылась выставка известного советского фотокорреспондента Анатолия Гаранина
Анатолий Гаранин – одна из ключевых фигур в мире фотографии Советского Союза. Лишённый претенциозности и чрезмерного пафоса в своих фотографиях, он создавал произведения искусства, которые отражали пульс мгновения. Его работы – это не «причёсанные» постановочные кадры, отражающие «процветание государства» или «ужас войны». Это остановленная секунда, раскрывающая жизнь такой, какая она есть, жизнь простую и настоящую.
В пятнадцать лет будущий фотограф своими руками собрал свой первый аппарат, и с тех пор фотокамера стала его верным другом и спутником. Он печатался во многих газетах, среди них «Правда», «Советский союз» (журнал, выходивший более чем на двадцати языках и пропагандировавший советский образ жизни) «Иллюстрированная газета», ставшая в годы войны «Фронтовой иллюстрацией». Войну снимал всегда как-то не с того бока, чересчур правдиво и буднично, не расставляя особых «акцентов» и «восклицательных знаков», не вкладывая особых «смыслов», которые потом сможет обнаружить внимательный зритель. Снимал просто, как есть. Слишком страшно снимал.
Анатолия Гаранина перевели работать во Всесоюзное общество культурных связей с заграницей, снимать партийную верхушку и иностранных гостей. Одно это говорит о степени доверия к скромному, замкнутому в себе фотографу. По воспоминаниям коллег, работавших с ним в разное время, он никогда не сливался с коллективом. Не смотрел на чужие работы, не показывал свои, в общих обсуждениях не участвовал.
Вообще был Анатолий Сергеевич очень скромен, скрытен и самобытен – и это проявлялось во всех его работах. Даже освещая официальные мероприятия, фотохудожник оставался всегда верен себе, и вместе с изображением первых лиц государства – в своей манере, простыми и живыми людьми, − находил на плёнке место, чтобы ухватить яркую деталь, интересный ракурс, маловажный для документального отчёта, но значимый для него самого. Он незаметно и тихо делает своё дело, успевая быть везде: кажется, за 60 лет не было такого события, которого Анатолий Гаранин бы не фотографировал. И на первое место у него всегда выходили не картинка, а эмоция, пульс, «пойманный момент». Жизнь в его портретах не остановлена, спектакли отражены с акцентами, расставленными режиссёром, и самое важное – передан дух, атмосфера.
Конечно, опубликованные при жизни фотографии – это лишь маленькая верхушка айсберга. Очень много Анатолий Сергеевич фотографировал «в стол», что-то просто не входило в номера. Все эти снимки он собирал в архив, тщательно подписывая и сортируя карточки. И после смерти фотохудожника большая часть его работ долгое время оставалась неопубликованной, хотя представляла интерес для многих исследователей.
Мечтали заполучить его архивы учёные из славянского отделения Университета Беркли в Калифорнии, но мастер завещал оставить коллекцию целиком на родине. И вот в 2008 году агентство «Россия сегодня» выкупило у наследников Анатолия Гаранина весь архив его фотографий. Долгое время шли работы по оцифровке и описанию работ. Летом 2014 года в Москве состоялась выставка «Анатолий Гаранин. Советский Союз», на которой было представлено 200 фотокарточек и около 1000 отсканированных фотографий художника.
И теперь жители и гости Владивостока смогут увидеть часть огромного художественного наследия, фотолетописи жизни страны. Самое главное в любых фотоработах Анатолия Гаранина – это он сам. Он − в каждом отпечатке, виден в искренних улыбках своих героев, их сиюминутных переживаниях и глубоких чувствах, геометрически выстроенной композиции или сделанном будто на бегу размытом снимке, отражающем Жизнь.
Алексей Аджубей, советский журналист, коллега Анатолия Гаранина:
— Он не суетился. Он не возил с собой в командировки по стране, как некоторые наши коллеги, запасных галстуков, модных кепи и очков в роговой оправе, дабы придать «цивилизованный» вид героям съемок… Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени.
Информацию приводит пресс-служба Музея имени Арсеньева.
Добавить комментарий