«Газпромбанк» получит контроль в основном активе Эльгинского угольного проекта «Мечела»
«Газпромбанк» и «Мечел» Игоря Зюзина (владеет с семьей 67,42% акций) планируют подписать финальные документы в рамках сделки по Эльгинскому угольному проекту на первой неделе или в десятых числах апреля, рассказали источники «Ъ», знакомые с ходом переговоров. По словам двух собеседников «Ъ», ГПБ получит контрольный пакет в ключевом активе проекта — 321 км железной дороги Улак — Эльга от месторождения до БАМа, строительство которой обошлось в 70 млрд руб. По данным «Ъ», банку должно достаться 75% в ООО «Эльга-Дорога», созданном структурами «Мечела» в январе. В эту компанию планируется внести дорогу («Ъ» сообщал об этой компании 24 февраля). При создании у «Эльги-Дороги» был уставный капитал 10 тыс. руб., но, как следует из данных ФНС, 15 марта компания подала документы на изменение его размера и/или участников.
В ООО «Эльгауголь» (капитал — 5,1 млрд руб.), которое владеет лицензией на месторождение с запасами свыше двух млрд тонн коксующегося угля, ГПБ должен выкупить 49% долей, говорят источники «Ъ». Общая сумма сделки должна составить около $500 млн, средства, как писал «Ъ», должны пойти на погашение части долга «Мечела» перед «Сбербанком», который на этих условиях был согласен реструктурировать долг ($1,27 млрд). ГПБ рассматривает вариант последующего выхода из Эльги, говорят источники. Дорогу планируется продать ОАО РЖД, но переговоры буксуют.
Сейчас «Мечел» реструктурирует $5,1 млрд из общего долга в размере $6,2 млрд, включая долг перед «Сбербанком», $1,8 млрд — перед ГПБ, около $1 млрд — перед ВТБ и еще $1 млрд — перед синдикатом зарубежных банков. Планируется перенести их погашение на 2017-2020 годы с возможностью отсрочки до 2022-2023 годов. Для этого «Мечелу» нужно получить одобрение свыше половины миноритариев (free-float — 32,58% акций), но на собрании акционеров в марте этого сделать не удалось.
Факт переговоров с ГПБ по продаже доли в Эльге в начале марта подтверждал гендиректор «Мечела» Олег Коржов. «Мы надеемся завершить обсуждение сделки к концу первого квартала», — говорил он. В «Мечеле» вчера отказались от комментариев, в ГПБ не ответили на запрос «Ъ». Но, по словам источников «Ъ», ГПБ уже подал заявления в ФАС. В службе подтвердили «Ъ», что ФАС получила ходатайства по «Эльге-Дороге» (22 марта) и «Эльгауглю» (17 марта), но заявителей и размер приобретаемых долей не раскрыл. «Ходатайства рассматриваются в течение месяца с правом продления еще на месяц», — добавили в ФАС.
Сделка в высокой стадии готовности, но работа непростая, «все стороны пашут ночами», говорят собеседники «Ъ», близкие к разным сторонам. Один из важных нюансов — участие ВЭБа в финансировании Эльги: он в 2013 году выдал «Эльгауглю» бридж-кредит на $150 млн, обеспеченный залогом 49% долей в ООО (уже просрочен), и получил 0,001% в капитале компании. Заем должен был гаситься за счет последующего кредита госкорпорации на $2 млрд, но его выдача застопорилась из-за реструктуризации долгов «Мечела». Сейчас ВЭБ, ГПБ и «Мечел» обсуждают сроки и условия погашения бридж-кредита, но покупка ГПБ доли в «Эльгаугле» не связана напрямую с этим, говорят источники «Ъ». Получается, что банк должен получить 49% из необремененного пакета «Мечела» (50,99%), а Игорю Зюзину надо высвободить остальные доли в «Эльгаугле» из-под залога. «ВЭБ хочет получить деньги, иначе надо обращать взыскание на залог, но в этом никто не заинтересован», — говорит один из собеседников «Ъ». В ВЭБе отказались от комментариев.
Сергей Донской из Societe Generale говорит, что оценить сделку без деталей выплат ГПБ за доли сложно: она может строиться как на понесенных затратах «Мечела» (около 80% пошло на дорогу), так и на перспективах Эльги. Пока сделка выглядит несколько вынужденной для банка, которому, возможно, придется дополнительно финансировать развитие проекта вместо ВЭБа, указывает аналитик, но, похоже, угольные цены достигли дна ($78 за тонну коксующегося угля), и у Эльги есть потенциал роста стоимости.
Анатолий Джумайло, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий