Крупнейшие российские нефтекомпании предложили переложить обязанность уплаты акциза на топливо с НПЗ на АЗС
Главы крупных российских нефтекомпаний попросили Владимира Путина перенести уплату акцизов на автомобильное топливо с НПЗ на АЗС, сообщил «Интерфакс» и подтвердили источники «Ъ». Обращение связано с внеплановым повышением с 1 апреля ставки акцизов: на бензин он вырастет на два руб. в расчете на один л (акциз на класс «Евро-5» до конца года составит 10130 руб. за тонну). Ставка на дизтопливо повысится на один руб. в расчете на один л (до 5293 руб. на тонну). По подсчетам Минфина, цены на топливо вырастут примерно на 5%, а бюджет дополнительно получит 90 млрд руб. до конца года.
Нефтекомпании уже высказывались против роста акцизов, и теперь письмо к президенту подписали главы ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Башнефти» Александр Корсик, «Роснефти» Игорь Сечин, а также руководители «Татнефти» и ННК Наиль Маганов и Эдуард Худайнатов. Они отметили, что НПЗ платят акциз для облегчения его администрирования и вынуждены компенсировать его за счет конечных потребителей. Это приводит к оттоку средств производителей. Как отметили в компаниях, маржа переработки значительно снизилась из-за налогового маневра (реформа налогообложения отрасли). Также нефтяники предупреждают, что это может помешать модернизации НПЗ.
В «Роснефти» отмечают, что взимать акцизы с топлива на АЗС — «совершенно естественно», поскольку, по сути, они являются налогом с продаж. Изменение, говорят там, поставит нефтяников и АЗС в равные условия, а сейчас НПЗ, платящие акцизы «с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет». В ЛУКОЙЛе не комментировали ситуацию, но ранее вице-президент компании Геннадий Федотов предупреждал, что производители после роста акцизов почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%. По его словам, с 1 апреля общая доля налогов в цене топлива на АЗС вырастет до 56%. В феврале вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов отмечал, что компания продает в РФ 15 млн т нефтепродуктов и после повышения акциза с 1 января потеряла 30 млрд руб. Столько же ЛУКОЙЛ потеряет после апрельского роста, так что компании придется повысить цены на АЗС «хотя бы на два руб.», говорил он. В остальных компаниях на запросы «Ъ» не ответили.
Но в Минэнерго считают, что перекладывание акцизов на АЗС может привести к росту цен на бензин, если НПЗ не снизят свои цены, а заправки их повысят. Также там видят риск падения качества топлива из-за возможной продажи топлива с НПЗ третьим лицам, которые, не являясь АЗС, смогут торговать по заниженным ценам. В Минфине добавили, что технически невозможно перенести акцизы на АЗС, так как не все топливо продается на заправках: часть оптом закупают крупные потребители.
Глава Small Letters Виталий Крюков сомневается, что нефтекомпании смогут добиться изменения системы уплаты акцизов. Он замечает, что взимание акцизов с трех десятков НПЗ — самый понятный способ налогообложения по сравнению с попыткой регулировать несколько тысяч заправок. К тому же, говорит он, у нефтекомпаний и при сохранении акциза останется маржа нефтепереработки, которая позволит делать инвестиции.
Ольга Мордюшенко, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий