Посланник Запорожской Сечи привёз дальневосточникам знаменитое письмо турецкому султану

Материал для своих книг украинский писатель собирает на дальневосточной земле
Путешествие из Украины во Владивосток и обратно всего за пятьсот долларов. Речь не о щедрых скидках, а об испытании на прочность. Потомственный казак и запорожский писатель Владимир Супруненко отважился на дальнюю поездку на велосипеде.
Вместо верного рысака у этого казака конь железный. На нём путешествовать практичнее – кормить не надо. Когда педали крутишь почти три месяца: от Запорожья, через Монголию, во Владивосток – всего десять тысяч километров, к еде начинаешь относиться по-другому. Хотя, в дороге посланнику Запорожской Сечи голодать пока не приходилось. «Это сыр, это хлеб, это чай, это, я же украинец, – сало. Про украинцев говорят: сало ем, на сале сплю, салом укрываюсь», – шутит путешественник.
Владимир Супруненко – украинский писатель, исследователь казацкого походного быта, рассказывает Алексей Лиманский. Собирает материал для новой серии книг. Первое издание посвятит казацкой кулинарии, поэтому кружка и ложка всегда под рукой. «У каждого казака за халявой было, они назывались захалявны, – ложки. У меня постоянно, чтобы выхватить, если куда пригласят, так сказать, сразу с ложкой», – говорит Владимир.
Лишнего багажа нет, на счету каждый грамм. Палатка, спальный мешок, одежды совсем не много. Вместо шашки – нож. Им и защититься можно и велосипед подремонтировать. В дороге сменил цепь и три пары шин. «Via est vita» (Виа ест вита) – дорога есть жизнь. Если лаконично, коротко. Это образ жизни. Это не только от пункта А в пункт Б добраться. Это всё увиденное пропустить через себя и выдать зрителям, читателям, собеседнику», – уверен писатель.
По пути встречается с теми, кто унаследовал казацкую культуру. В Биробиджане – с атаманом Виктором Сизовым, сообщает ГТРК «Бира». Первым делом Владимир вручает символы Запорожья: календарь, брелок и главный – современная копия свитка, на нём знаменитое письмо турецкому султану. Дальше короткий рассказ о себе, о путешествии, о том, что устал и домой поедет на поезде. Теперь фактически допрос. Писателю интересно всё, особенно, неповторимый говор приамурских казаков. «Не «режь хлеб», а «рушить хлеб», не «пшеничный» хлеб, а «поклеванный», «ветреная девушка» – хлестушка, в общем, такие слова, их не употребляют сейчас», – сказал член совета стариков амурских казаков Александр Бобров.
Средняя скорость передвижения – четырнадцать километров в час. В городе и того меньше, – путешественнику важно рассмотреть достопримечательности. Памятник еврейскому классику русской литературы. Владимир всматривается в надписи на идише. Даёт себе поручение: книги Шолом-Алейхема прочитать. На привокзальной площади Биробиджана – монумент первым переселенцам. А вот его хочется «щёлкнуть» и в писательский архив, лошадь понравилась. Пройти мимо даже бронзовой потомственному казаку никак нельзя.

Добавить комментарий