Ученые реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику
Ученые Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) планируют к 2027 году реконструировать шхуну «Утренняя звезда», совершившую в 1877 году первый в истории торговый рейс из Енисейска в Санкт-Петербург. Об этом сообщил доцент СибГАУ Александр Гончаров.
«Мы активно внедряем междисциплинарные подходы, такие как дистанционное зондирование земли, гидролокация, различные физические методы, помогающие установить историю производства и характеристики компонентов исторических судов. Эти исследования позволят в перспективе воссоздать подобное судно. В наших планах — реконструировать для проведения ряда исторических экспериментов первое русское судно — шхуну «Утренняя заря», прошедшее в 1877 году СМП (Северный морской путь) из Енисейска в Санкт-Петербург», — сказал Гончаров, передает ДВ-РОСС со ссылкой на Морские вести России.
Он отметил, что сейчас идут архивные исследования, ученые ищут планы судна, технические характеристики, конструктивные особенности. Ученые рассчитывают к 2027 году — 150-летнему юбилею первого плавания шхуны — при поддержке Русского географического общества создать точную копию судна и повторить в порядке исторического эксперимента его маршрут на Балтику.
«Утренняя звезда» в 1877 году на средства купца Михаила Сидорова совершила первый коммерческий рейс с Енисея на Балтику по Северному морскому пути. Шхуна с экипажем из пяти человек за сто дней доставила в Санкт-Петербург различные товары из Сибири.
Гончаров также сообщил, что осенью из Красноярска стартует экспедиция по поиску судов, потерпевших крушение на Енисее, в частности, российской шхуны «Северное сияние» и британского парохода «Роддам».
«Планируется комплексная экспедиция по поиску затонувших судов, прежде всего царского периода. Надеемся решить вопрос по покупке гидролокатора бокового обзора, что даст возможность существенно повысить качество исследований. В планах — поиски британского транспорта «Роддам», потерпевшего крушение в 1905 году», — сказал Гончаров.
Он отметил, что это часть многолетних исследований, проходящих в этих местах. В 2015-2016 годах ученые уже обнаружили остатки английских судов «Феникс» и «Темза». В этом году экспедиция должна стартовать в сентябре.
«Роддам» участвовал в крупнейшей экспедиции того времени. Шла русско-японская война, и Сибирская железная дорога была перегружена. Для доставки грузов по Северному морскому пути была направлена экспедиция из 23 пароходов, доставивших грузы из Европы в устье Енисея. На обратном пути пароход наскочил на мель и команда оставила судно.
Гончаров подчеркнул, что пароход имеет интересную историю. В 1902 году он был единственным судном, что сумело спастись из порта Сен-Пьер на острове Мартиника, когда произошло извержение вулкана Мон-Пеле. Тогда погибли почти 30 тыс. человек и 16 судов.
«Одна из задач — поиск «Северного сияния», экипаж которого почти полностью погиб во время зимовки 1876-1877 годов. В прошлом году мы думали, что нашли его остатки на одном из Бреховских островов, однако экспертиза показала, что найденные предметы относятся к двадцатым годам XX века. Возможно, что это следы одной из барж или исследовательских шхун того времени», — сказал Гончаров.
По словам ученого, исследование необходимо также для уточнения гидрографии нижнего Енисея. Выявленные памятники и проведенные исторические эксперименты, связанные с историей судоходства, навигации и картографии, также позволят открыть новые маршруты на севере Красноярского края, повысив туристическую привлекательность региона, отметил он.
Добавить комментарий