Десятина каждому третьему: о программе поддержки моногородов
Одной из приоритетных программ правительства Российской Федерации является развитие моногородов. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «ГосПресс».
Данная программа рассчитана до 2025 года, но уже к концу следующего года на 319 территориях с приставкой моно- планируется создать 230 тысяч рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, а также привлечь 317 млрд. рублей инвестиционных средств.
Еще 18 моногородов должны быть в результате вынесены из общего списка. Сейчас на территории моногородов проживает 9,4 процента населения РФ. Больше трети из них совсем небольшие – с населением от 5 до 20 тысяч человек, гигантов от полумиллиона до миллиона – всего пять. Занятого населения во всей этой общности – 5,7 миллиона человек. Инвестиционный оборот на данный момент составляет 18 млрд. рублей. В красной зоне находится каждый третий моногород.
Что является моногородом?
Типичный моногород представляет из себя тандем из поселения вокруг предприятия и столичного города рядом. Причем одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться при попытке изменения условий жизни и преобразования городской среды, стало неопределенное положение властей такой взаимосвязанной парочки. Классической моделью взаимодействия города и градообразующего предприятия являлось доминирование последнего: от него зависел и рынок труда, и пополнение бюджета, и система социальной поддержки жителей. Объекты жизнеобеспечивающей инфраструктуры также принадлежали предприятиям, которые придерживали их в своей собственности. Такое положение привело к тому, что муниципальные власти стали несамостоятельны и не мотивированы в каких-либо улучшениях в системе муниципального управления, многим из них свойственна иждивенческая психология в надеждах и на предприятие, и на государственную поддержку. Таким же характером обладает и местное население, практически полностью сгруппированное на общем производстве и отличающееся редкостной сплоченностью и тесными социальными связями. В Советском Союзе это была четкая, хорошо управляемая сверху структура, для которой создавались практически «тепличные» условия. Но условия рынка с постоянно меняющимися ценами и поиском новых пространств для сбыта продиктовали свои правила, и эффективность старой системы постепенно изживала себя. Износ дорог и коммуникаций, ветшание жилья и объектов социальной инфраструктуры, потеря работы и снижение платежеспособности населения приводит к оттоку перспективной молодежи в крупные города, в то время как ситуация внутри монообразования все больше накаляется. Первым и самым острым примером, который и поднял тему проблем моногородов, стал Пикалево с жителями, обреченными питаться лебедой.
Проблемы моногородов
К 2011 году по вопросу проблемы моногородов были рассмотрены Комплексными Инвестиционными Планами модернизации каждого отдельного города. В 13 моногородах была подготовлена вся техническая и разрешительная документация для реализации инфраструктуры объектов, а в 3 городах завершено строительство объектов. По итогам 2010 года социально-экономическое положение большинства моногородов стабилизировалось, уровень безработицы снизился с 5,7 до 3,8%. Однако здесь продолжался отток населения, показатели роста доходов были гораздо ниже, чем в среднем по стране, малая предпринимательская и инвестиционная активность. Только 35 городов в начале 2010-х получили государственную поддержку, и именно они обозначили улучшение социально-экономических условий. Поддержка оказывалась лишь крупным городам с максимальным абсолютным число безработных, а оказание содействия модернизации моногородов не стало задачей для собственников градообразующих предприятий.
Программа поддержки моногородов
С 2015 года программа поддержки моногородов вообще перестала существовать в виде отдельного документа и была интегрирована в две другие: Программу развития регионов до 2020 года и «Дорожную карту» для поддержки бизнеса. С 2012 по 2014 годы из четырех целевых индикаторов программы достигнут был только один, из 18 пунктов плана мероприятий исполнены лишь 6, в 12 моногородах не было создано вспомогательных производств, а из средств на диверсификацию экономики освоено только 16%. В Программу развития регионов моногорода попали как города «третьего уровня», а характеристика не выдавала никаких достижений предыдущих лет. Население продолжало сокращаться, средние доходы не достигали областного уровня, а износ электрических и тепловых сетей достиг 70%.
Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов отмечает, что диверсификация производства градообразующих предприятий в моногородах не может идти быстрыми темпами: «Развитие городов, а точнее уход от их монопрофильности — очень длительная история. Здесь и международный опыт, и та работа, которую мы проводили в 2010—2011 годах, самые успешные проекты говорят о том, что 1−2-3% в год — это максимум, насколько можно снижать монопрофильность. Нельзя создать быстро новое производство». Фонд столкнулся с тем, что новые производства в настоящее время не требуют большого числа рабочих мест за счет их технологичности. Именно поэтому акцент делается на развитие малого бизнеса и благоустройство городской среды. Немаловажными инструментами изменения облика должны стать инвестиционная привлекательность и снятие инфраструктурных ограничений для реализации инвестиционных проектов. В рамках Фонда развития моногородов была создана группа линейных менеджеров, которые занимаются консультационным и методическим сопровождением по всему перечне существующих мер поддержки моногородов. Уже сейчас созданы 17 территорий опережающего развития, где инвесторы получают налоговые преференции в первые годы реализации инвестиционных проектов.
Образовательные программы в моногородах
В марте 2017 года Фонд развития моногородов совместно с РАНХиГС и школой «Сколково» запустил очередную волну образовательной программы по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов. К обучению на базе РАНХиГС приступили 42 команды, на бае Сколково – 43 команды. Ранее обучение прошли и защитили свои проекты 93 команды, управляющие проектами развития моногородов. Руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Внешэкономбанка Ирина Макеева отметила, что обучение их очень качественное и в корне меняет подход к управлению, полностью изменяет менталитет. Такие менеджеры были настоящей находкой еще на начальном этапе работы с моногородами: именно там, где местные власти работали в команде с обученными консультантами, были отмечены положительные результаты деятельности. Именно поэтому сейчас появилась иная проблема, связанная с этим институтом: управленцев «новой антикризисной волны» попросту переманивают. Ирина Макеева не назвала, кто именно этим занимается, но дала понять, что это более крупные и развитые города и областные центры.
Формирование комфортной городской среды в моногородах
На парламентских слушаниях «Актуальные задачи развития моногородов», прошедших в Совете Федерации в конце марта 2017 обсуждалась реализация проекта по формированию комфортной городской среды. Часть денег, которые будут предоставлены субъектам в течение апреля, должна пойти на благоустройство дворов и общественных пространств моногородов. При том обязательным требованием остается вовлечение населения в принятие решений по такому благоустройству, а также проведению работ. «Мы рассчитываем на успешную реализацию проекта по формированию городской среды в моногородах и уверены, что во многом они смогут стать примерами лучших практик для других муниципалитетов», — отметил Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.
Ирина Макеева отмечает, что нынешняя программа показывает результаты, которым иностранные эксперты могут только позавидовать. Тех результатов, которые удалось получить за три года работы, на Западе достигали десятилетиями. Основными двигателями поддержи, по ее мнению, будет модель формирования вокруг предприятия выносных кластеров, строительство чего-то нового и высокотехнологичного, а не постепенная модернизация старого. Также большая ставка производится на развитие малого бизнеса, а улучшение городской инфраструктуры и благоустройства уже превращает провинциальные городки в места, сравнимые с развитыми европейскими городами. Именно эти инструменты будут мотивировать молодежь, особенно перспективную, оставаться на местах. И раз уж население моногородов на данный момент достигает почти 10% всего населения страны, руководитель программы считает, что разумно претендовать на 10% всех видов поддержки, которое может предложить государство.
Надежда Баскакова

Добавить комментарий