Российская школа меняет статус

Ректор Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) кандидат педагогических наук Елена ГРИГОРЬЕВА
Ученье, как известно, свет. До последнего времени основной источник этого света – среднее образование – доставался российским гражданам в основном бесплатно. С принятием закона, реформирующего сеть бюджетных учреждений в стране, школы России, в том числе и некоторые государственные, имеют право получать доход. Новый закон вступит в силу с 1 января 2011 года, то есть уже в этом, только что начавшемся учебном году. Правда, до 1 июля 2012 года установлен переходный период, но некоторые эксперты опасаются, что большинство школ страны всё-таки введут плату за образовательные услуги.
С другой стороны, знания, согласитесь, наш самый беспроигрышный капитал из которого всегда можно извлечь выгоду. Случившийся финансовый кризис ещё раз со всей очевидностью доказал: чем больше человек знает и умеет, чем обширнее его познания и чем чаще они пополняются – тем успешнее их владелец противостоит промышленным спадам и экономическим катаклизмам, тем лучше востребован он на рынке труда. Другой вопрос, отвечает ли требованием современности сама школа: начальная, средняя, высшая – вся система российского народного образования, извлекла ли она и для себя уроки, способна ли выстроить единую, непрерывную, последовательную образовательную цепочку? Об этом разговор корреспондента ДВ-РОСС Сергея Семёнова с ректором Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) кандидатом педагогических наук Е.А. Григорьевой.
— Елена Алексеевна, скажите, пожалуйста, нынешний первосентябрьский «День знаний», как и начавшийся новый учебный год чем-то отличаются от предыдущих? Ведь они выпали и на отмечаемый в стране «Год учителя», и на реализацию национальной инициативы «Наша новая школа». Внесло ли это какие-то качественные изменения в традиционный, устоявшийся образовательный процесс, сильный, между прочим, именно своим консерватизмом?
— Радикальных изменений нет, да они, думается, и не нужны – ничего страшного в консерватизме нет. Те не менее, школа вовсе не законсервированный навечно продукт, обновления здесь происходят, как и в целом в обществе. Начавшийся учебный год, во-первых, будет отмечен вступающими в силу с января 2011 года изменениями в закон «Об образовании». Теперь образовательный стандарт, так называемый «второго поколения» становится абсолютной реальностью. А с 1 сентября 2011 года первоклассники (их, кстати, в Приморском крае в этом году количественно стало больше и в 2011 ещё прибавится) уже будут учиться в соответствии с новым стандартом. Нашим школам и учителям на переход к требованиям стандарта остаётся всего год, теперь даже меньше.
Второе новшество, тоже очень непростое, правда, в первую очередь для управленцев – это изменение статуса учебных заведений. Закон о реформировании бюджетных учреждений поделит школы на казённые, бюджетные и автономные. Сейчас к этому ведётся подготовка. Остальное всё знакомо, например, новая форма итоговой аттестации, по которой в этом году девятиклассники уже сдавали русский язык и математику. В следующем году тестирование по контрольно-измерительным материалам перестанет быть экспериментом и пройдёт в штатном режиме.
— Вы заметили, что изменение статуса школ – головная боль прежде всего чиновников от образования, управленцев. Не кроется ли в этом опасность, ведь качество чиновничьего труда у нас весьма метко оценено знаменитой черномырдинской фразой, ставшей афоризмом: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Не потому ли так велико сопротивление в обществе, в том числе и у нас, в Приморье, узаконенным изменениям: накануне 1 сентября противники реформирования бюджетных учреждений, родители учеников вышли на митинг в Находке, 4 сентября «Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование» провела пикет во Владивостоке. Есть ли у нас причины для опасений в действительности или нет, и отчего они возникли?
— Думаю, от незнания. Почему я так думаю? Потому что читаю законодательство. Опасности перевода образования на платную основу я не вижу. Опасность действительно может быть только в некомпетентности исполнителей закона. Начиная с чиновников, в том числе и федерального уровня, которые издают подзаконные акты. Мне не раз приходилось сталкиваться с юридической казуистикой, когда закон трактует одну норму, а подзаконные акты противоречат порой даже не духу, а букве закона. Вот здесь, в исполнении и таится, пожалуй, главный риск. А о том, чтобы сделать образование платным и совсем вывести его из социальной сферы речь не идёт. Это опять же недоработки чиновников в разъяснении народу сути изменений. Мы со своей стороны даже специальный юридический спецкурс у себя в Институте ввели на 40 часов для разъяснения учительскому сообществу законодательных новшеств. Напомню ещё раз, закон о реформировании бюджетных учреждений предполагает поделить школы на казённые, бюджетные и автономные. Казенными станут скорее всего специализированные образовательные учреждения – детские дома или спецшколы в детских исправительных колониях, они будут получать деньги через казначейство и, как и раньше, отчитываться за каждую потраченную копейку.
Наиболее конкурентоспособные и сильные станут автономными, которым и разрешат не только оказывать платные услуги, но и тратить доходы по своему усмотрению.
Большинство же школ останется бюджетными, которым деньги будут выделять в виде субсидий. За полученные средства они не будут обязаны отчитываться, как и на что их потратили.
— Что ж, остаётся надеяться на усердие, но не излишнее, чиновников и на мудрость российского учительства. Ведь если разумно исполнять закон, то можно превратить наши школы в образовательные центры не только для детей, но и для взрослых, в которых, скажем, людей старшего поколения знакомили бы с основами современных информационных премудростей, помогали осваивать компьютер, Интернет. Да мало ли что могла бы предложить школа, и не обязательно за деньги.
— Поддержу вас. Знаете, в цивилизованных странах Старого и Нового света развито обучение в течение всей жизни – Life-long Learning. Это не просто популярно и престижно, но даже очень модно. Школы там практически работают круглосуточно: в них действуют различные кружки, клубы, спортивные секции, театры ставят постановки… Надеюсь, новый закон поможет нам восстановить авторитет школы, сделать её духовно-нравственным центром.
В возможность такого возрождения школы убеждает национальная образовательная инициатива. Давайте напомним её шесть ключевых направлений. Это обновление образовательных стандартов, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, забота о здоровье школьников, развитие самостоятельности образовательного учреждения. В чём идея новых государственных стандартов образования? Стандарт представляет собою совокупность трёх Т: Требования к содержанию основной образовательной программы, Требования к результатам освоения программы и Требования к условиям реализации. Всё что касается содержания программы – это прерогатива министерства образования, они её разработали. Пока только стандарт начального общего образования. Здесь зафиксированы требования по областям знаний, требования к кадровому составу образовательных учреждений, уровню квалификации, финансовым, материально-техническим условиям… Это всё прописано. А дальше начинается то, чего школа раньше никогда не делала. На основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» школы должны разработать свою собственную образовательную программу. Опять же, пока только для начальной школы, дальнейший переход к новым стандартам будет осуществляться поэтапно, плавно, вместе с растущими учениками до 2022 года.
До этого школа работала просто с образовательной программой по предметам. Например, учитель русского языка на основе существовавшей программы составлял свою, приобретал учебники и всё – образовательный процесс запускался в действие.
А вот эта программа предлагает совсем другое. По структуре здесь прописывается не только содержание предмета, сначала выложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания. И всё привязано, по сути, не только к целям обучения, но и обязательно — воспитания и развития. Я считаю, очень правильная идея заложена в стандарты – вернуться к задачам воспитательного, духовно развивающего порядка. Мы вымыли всё это из нашей школы, а теперь хватаемся за головы.
Сегодня задача номер один для нашего Института – помочь школе в этом году методологически подготовится к переходу на новый образовательный стандарт. Причём, буквально каждому учителю, а не в общем образовательному учреждению. Нам предстоит провести практически адресную, персональную работу с учителями начальной школы края, теми, кто в следующем году возьмёт первоклассников. Что мы для этого уже сделали? Мы собрали базу данных по начальной школе, провели своеобразную перепись среди учителей. Общий список оказался немалым – в нём более 700 педагогов. Как дойти до каждого индивидуально? Ведь собрать всех в Институте одновременно просто физически не получится. Здесь мы решили использовать так называемую каскадную модель повышения квалификации.
13 сентября в ПИППКРО стартует специальная программа, курс повышения квалификации для наставников или, как их иначе называют, тьютеров. Кто это такие? Это учителя начальной школы плюс методисты отделов народного образования муниципалитетов. Из наиболее крупных населённых пунктов, в нашем случае, городов края, были отобраны по 10 учителей начальной школы, всего получилось 70 человек. На недельных курсах в нашем Институте мы их познакомим и с содержанием стандартов, и научим методике, и расскажем об учебниках – в общем, обо всём, что касается первоклассника. После этого мы с ними вместе разрабатываем программу обучения для учителей, то есть даём не только технологию работы со школьниками, даже не столько с детьми, сколько с учителями, инструментарий. А они, вернувшись на места, организуют обучение оставшихся учителей: как создаётся образовательная программа, что делать в первой четверти, во второй, как работать по тем или иным учебникам, которых, кстати, давно не один «Букварь», а просто немерено – комплекты, комплексы, линии…
— Такое обилие учебников для первоклашек оправдано, Елена Алексеевна? Теперь понимаешь, откуда набираются такие непомерные суммы расходов на подготовку к школе…
— С 1992 года, когда закон об образовании новый приняли, всё сильно изменилось… А учебники неплохие, хотя, конечно, казусы случаются. Для разнообразия вот вам два примера. «Математика», 1 класс, издательство «Астрель», 2006 год. Урок называется «Два да два, четыре» (вроде как должно быть плюс. Просторечие, но допускается, говорят специалисты, ребёнку даже легче понять). «Побывал Иван-царевич в медном царстве, серебряном и золотом. Добыл трёх царевен. Три царевны да Иван, всего их…
Сели они в лодку, двое с одной стороны, двое – напротив, всего…
Доплыли до острова. Первым на берег вышел Иван, в лодке осталось…
Вышли и царевны, а в лодке никого не осталось».
Вот такая задачка детям. Разве здесь о математике речь идёт?
Или ещё пример. Образовательная система «2100», это так называемое развивающее обучение, знаменитый учебник Бунеевых «Литературное чтение». Страница 36-37, второй урок вежливости: как надо дарить подарки. Дальше идут стихи Остера: «Если друг на день рождения пригласил тебя к себе, ты оставь подарок дома – пригодится самому»… С точки зрения идеи и технологии развивающего обучения здесь используется принцип «от противного», когда дети должны сказать, что сделано неправильно. Но это в том случае, если учитель готов. Только в том случае. В первую очередь всё зависит от позиции учителя. А ему ведь не позавидуешь, когда социальная среда сама настолько не нравственная, что ни о какой духовности говорить не приходится, особенно когда видишь Тимати, Ксюшу Собчак или Дом-2 ежедневно на экранах телевизоров.
— А каким должны быть наша новая школа и новый учитель на Ваш взгляд, Елена Алексеевна?
— Каким? Достойно оцененным. И материально, и морально. Когда эта оценка будет действительно адекватной тому труду, не конкретного учителя, а вообще педагогическому труду, тогда и конкретные учителя могут измениться. Адекватная оценка – это и достойная зарплата, нормальные условия труда, различные социальные гарантии. Без этого не придёт в школу мужчина, готовый работать с детьми, или остепенённый учёный, исследователь. Когда учитель получит возможность жить безбедно, отдыхать в санаториях, посещать лучшие музеи мира, путешествовать по миру, et cetera, тогда мы получим право с него спрашивать. Пока же нередко приходится слышать, даже на курсах в нашем институте, мол, опять что-то новое придумали, опять будут требовать с нас, а мы работаем так, как нам платят.
К счастью, в учительской среде начинают появляться педагоги, которых интересует не только свой предмет, но и образовательная политика или наука в чистом виде. Они способны продуцировать достаточно интересные идеи как изменить школу и в самой школе что-то изменить. Когда стали появляться такие люди, стало интересно. Задача в том, чтобы поддержать тех, кто к этому стремиться. Это обязывает и нас постоянно находиться в форме, постоянно что-то искать. Мы давно ушли в общении с педагогами от монологов, теперь это только деятельностный подход, групповая работа, индивидуальная…
— В нашей прошлогодней беседе накануне начала учебного года мы отмечали, что многое в деле образования зависит от позиции местной власти. Вы тогда говорили, что есть основания для оптимизма. Сегодня оптимизм остался?
-Безусловно. Судите сами, в этом году мы провели уже вторую августовскую общекраевую педагогическую конференцию. В её работе приняли участие не только учителя, но и специалисты департамента образования и науки Приморского края, руководители муниципальных органов управления образованием, преподаватели и методисты ПИППКРО, муниципальные команды из 34 районов края, представители педагогической общественности. В этом году побывал в нашем Институте и первый руководитель края. Сергей Михайлович познакомился с коллективом, посмотрел, чем мы занимаемся, что делаем и что сделали, узнал о планах. Внимание руководителя края, его помощь и поддержка решение многих задач значительно упрощают. Потому как и в прошлом году скажу, будем надеется, это станет нормой.
— Остаётся только поздравить Вас ещё раз с началом нового учебного года, пожелать неизменного оптимизма, здоровья, удачи в делах, достатка в доме и не завершающегося Года учителя на все времена.
— Спасибо. Позвольте и мне поздравить всех коллег с наступившим сентябрём. И пусть школьники избегнут разочароваться в своих учителях, а учителя – в своих учениках. И всем нам – полезных уроков и хороших оценок!

Добавить комментарий