В Южно-Сахалинске в рамках международного российско-японского фестиваля культуры и искусств открылись две выставки
Сразу две выставки презентованы в областном художественном музее в рамках первого международного российско-японского фестиваля культуры и искусств, который можно считать прологом Года Японии в России, каким заявлен 2018 год. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на Sakh.com.
Открывались они под зажигательные русские песни воспитанников детской школы искусств «Этнос», знаменуя глубокий взаимный интерес сторон к национальной культуре.
Одномоментного японского нашествия музейщики не планировали, так произошло в силу объективных причин, но в целом получилось показательно: за один заход можно получить погружение в японскую культуру на стыке эпох, ощутив, как в Стране восходящего солнца художники чтут национальное достояние и двигаются дальше. Ведь, как гласит японская пословица, «кисть сильнее меча».
— Мы искренне верим, что подобные мероприятия позволят узнать наследие двух наших великих народов, и те элементы народной дипломатии, которые проявляются здесь и сегодня, помогут нам сблизиться, — сказал министр культуры и архивного дела области Алексей Самарин. В свою очередь генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске Хирано Рюити отметил, что сегодня диалог между нашими государствами на подъеме, но не менее важно развитие отношений между народами, в чем большую роль играет культурный обмен.
В малом зале музея продолжается знакомство с творчеством Огата Сюнкэ. В прошлом году мастерице из Саппоро была посвящена персональная экспозиция, рассказавшая о ее творческих вершинах в традиционной японской аппликации тигири-э. Старинная техника основана на свойствах бумаги васи, которую вырабатывают ручным способом из древесины шелковицы, и чрезвычайно интересна сахалинцам. Ее мастер-классы по созданию двухмерных изображений, создающих иллюзию живописи, пользовались большим успехом. Ведь из бумаги васи, которая не только красива, но и прочна, можно создавать не только картины, но и посуду, мебель, украшения и прочие предметы прикладного характера.
Но Огата Сюнкэ не повторяет пройденного и, будучи в своем почтенном возрасте невероятно бодра и энергична, предстала на сей раз еще и живописцем, создающим в традиционном японском стиле суми-э (рисование на рисовой бумаге тушью) очень теплые образы зверей, птиц, растений. А также — ювелиром, выработавшим собственный стиль в создании элегантной бижутерии, в очередной раз подтвердив, что Восток — дело тонкое, точнее, утонченное.
Компанию Огата Сюнкэ составили коллеги по рукоделью, увлеченные различными материалами, в частности, фетром, довольно новым в Японии источником вдохновения. Больше всего посетителей неизменно притягивало сюрреалистическое панно «Лес памяти» Мураками Тиаса, которая превратила пушистый фетр, идущий на милые женские шляпки, в таинственную пещеру. В продолжение темы высокой моды дамы могли повосхищаться нарядами, которые создала опять же из фетра Рика Хэмми. А дети тянулись к забавным овечкам и матрешкам от Такэо Хосака.
Что касается течения micropop в японском изобразительном искусстве, оно представляется сахалинцам впервые в проекте «Зимний сад».
— Это направление придумано художественным критиком Мацуи Мидори в 2007 году и опирается на философию изобретательной силы банального и забытого, но вдруг возникшего, — говорит куратор выставки, заместитель директора музея Ирина Малькова.
В «Зимнем саду» объединились молодые авторы в поисках нового художественного языка. Впрочем, как часто бывает, ими движет ностальгия по утраченному в современной Японии, будь то клочок свободной от человека природы (чему радовались японские фотографы, проехав по югу Сахалина), либо, еще глубиннее, гармония в некогда патриархальном обществе. Поиск идеального инструмента самовыражения окружающей реальности уводит далеко, выразить кричащий диссонанс в благостном стиле Хокусая у всех уже не получается, и, например, «Плачущее лицо» Тиба Масая отражает жуткий раздрай внутри человека. А у специалиста по мультимедиа Алексея Сафонова, заглянувшего на выставку, работы вызвали ощущение, как будто они написаны детьми. И действительно, Куниката Махоми создает свои многофигурные композиции в стиле манга («История шара», «Праздник девочек для раненых солдат») — паноптикум беззаботно ярких красок, анимешно глазастых девочек, мальчиков, предметов и неведомых существ.
В параллель выставке идет демонстрация современных образцов японского видеоарта, где художники изощряются, создавая инсталляции в честь света или улыбки. Увидите в зале старенький проигрыватель на холодильнике, имейте в виду — это тоже объект micropop, трактуемого как «искусство… давать новые смыслы обычным вещам».
Ценителям заморской культуры следует поторопиться — выставки открыты до 4 июля.
Марина Ильина
Добавить комментарий