«Открытие XX века»: на Колыме исполнят музыку композитора Всеволода Задерацкого, которую он писал в лагере ГУЛАГа




Впервые магаданцы услышат музыку, рожденную в одном из колымских лагерей в конце 30-х годов прошлого века. Этот проект стал возможным благодаря усилиям областного краеведческого музея и Магаданской филармонии. Имя композитора почти неизвестно. Его творчество запрещали и уничтожали. Произведения Всеволода Задерацкого начали исполнять на мировых площадках совсем недавно. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на ГТРК «Магадан».

Удивительным образом жизнь одного человека связала цесаревича Алексея, железного Феликса, колымский лагерь и немецкого пианиста. Всеволод Задерацкий, композитор, музыковед, писатель и зэк. Жизни хватит на сериал. В 1915-м-16-м годах был учителем теории музыки у наследника престола.

После революции воевал в армии Деникина. Попал к красным. От расстрела большевиков его спас… рояль. В заброшенной усадьбе, где Задерацкий дожидался смертного приговора, стоял инструмент. Он играл, не останавливаясь, всю ночь.

Всеволод Задерацкий, сын композитора, Заслуженный деятель искусств РФ:

— В этом же доме работал Дзержинский над их же расстрельными документами. И он спросил, кто играл. Ему ответили, кто играл. И на этих документах сделал для него спасительную надпись «Сохранить жизнь».

А потом было три ареста. Во время второго ОГПУ уничтожило всё, что композитор написал ранее. Республика не простила Задерацкому общение с цесаревичем и Гражданскую на стороне белых. В 37-м снова заключение и оправка в СевВостЛаг. Там он становится «рассказчиком». Пересказывает художественную и историческую литературу для заключенных. Зэки Задерацкого берегут, охрана — уважает. И разрешает неслыханное — писать музыку. Простым карандашом. На телеграфных бланках.




Светлана Будникова, заместитель директора по научной работе Магаданского областного краеведческого музея:

— Не имея инструмента, не имея ластика, чтобы делать какие-то правки, он должен был работать без права на ошибку. Он так и работал.

За два года в лагере появились «24 прелюдии и фуги», общая продолжительность которых — более двух с половиной часов.

Эксперты называют эту музыку «открытием XX века». Всеволод Задерацкий первым возродил барочный жанр «прелюдия и фуга», еще до Шостаковича и Хиндемита. Подчеркивают, в ней колоссальный размах и гигантский драматизм.

После заключения на Колыме музыкант был «поражен в правах». Имя композитора вычеркивалось из справочников. Задерацкий умер в 53-м. Ему был 61 год. Мировая общественность узнаёт об этом только сегодня.

Первым забытое лагерное произведение сыграл немецкий пианист Яша Немцов. Кстати, сын репрессированных и уроженец… Уптара. 22 ноября в Магадане он исполнит лагерное произведение незаслуженно забытого композитора.

Уже на следующей неделе в этом зале зазвучит музыка Всеволода Задерацкого. Музыка, рожденная в лагере, в условиях, где большинство людей думали лишь о выживании. Композитор думал о прекрасном и создал, по мнению музыковедов сегодняшних, великое.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado
На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) 27.09.2017. Учредитель: Латыпов Д.Р.

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.

Яндекс.Метрика