«Всевидящее око»: как символ масонов оказался на стеле в центре Петропавловска — Камчатского
Горожане обратили внимание, что на барельефе стелы «Город воинской славы» в центре Петропавловска-Камчатского изображен масонский символ «Всевидящее око». С чем это связано?
На одном из четырех постаментов, установленных у основания стелы, изображена медаль «В память русско-японской войны». «Всевидящее око» в равностороннем треугольнике, от которого в разные стороны идут лучи, можно увидеть на оборотной стороне изображения этой медали. Горожане обратили внимание на этот нюанс, его довольно активно обсуждали в социальных сетях. Среди комментаторов находились и те, кто увидел в символе признаки масонского заговора, в который вовлечены руководители Петропавловска, Камчатки и России в целом.
Прояснил ситуацию доцент кафедры истории и философии КамГУ имени Витуса Беринга, кандидата философских наук Всеволод Давыдов.
«Жителей Петропавловска-Камчатского русско-японская война коснулась, поэтому присутствие изображения медали (со всеми деталями) на стеле понятно и обосновано. Надо заметить, что «Всевидящее око» можно обнаружить и на других медалях Российской империи. Внешне схожа с медалью «В память русско-японской войны» медаль «В память Отечественной войны 1812 года». На медали за Крымскую войну (или, вернее, «В память войны 1853-1856»), например, этот символ тоже есть», – сказал Всеволод Давыдов.
При этом, по словам Давыдова, одного определенного ответа на вопрос, почему на российских орденах, наградных и памятных медалях 18-19 веков присутствует масонская символика, нет.
«Во-первых, в 18-м и первые десятилетия 19-го века в России была «мода» на масонство и масонскую символику, в частности. Тогда она, можно сказать, была частью стиля или образа просвещенного дворянина. Во-вторых, некоторые масонские символы были достаточно «ёмкими» в информационном плане, то есть могли толковаться безотносительно масонской культуры как символы предельно общих идей. «Всевидящее око», например, как символ Бога, от которого ничто не укроется, который все видит, перед которым открыты все наши дела, под взглядом которого все равны», – говорит Всеволод Давыдов.
По его словам, надо учитывать, что в то время не всякая государственная награда могла нести на себе государственные символы или символы христианства. Если, например, нужно было награждать отличившегося на войне крестьянина-ополченца или воюющего на стороне России «иноверца», то награды, которых они удостаивались, никак не могли нести на себе ни двуглавого орла, ни креста. Потому для таких наград требовались более-менее «нейтральные» символы.
«Символы предпочитали брать готовые. Всевидящее око, Георгий-Победоносец, например, были убедительны как образы. Они весомы в своем значении и в то же время не нарушали принципа, согласно которому государственную символику могут носить только представители высшего сословия, и не оскорбляли ничьих религиозных чувств», – пояснил доцент.
Всеволод Давыдов добавил, что встреча с масонским символом в культуре не всегда является поводом для размышлений о заговоре. Чаще всего – это повод обратиться к культуре и истории своей страны.
Справка
Масонство – движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии, на древние конституции вольных каменщиков, их регламенты, статуты и уложения. Одним из общепринятых символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз. Изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где он является символом «Всевидящего ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора). kam24.ru
Добавить комментарий