>

В России изменят правила техосмотра автомобилей

Операторов техосмотра, мошенничающих с диагностическими картами, будут наказывать строже. За проведение осмотра без аккредитации вообще полагается уголовная ответственность. Возрастает штраф и для водителей с левыми картами. И те и другие окажутся под прицелом камер. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Известия».




Правительство озабочено ростом ДТП с участием неисправных автомобилей и хочет ужесточить контроль за проведением обязательного техосмотра. Им одобрены законопроекты, позволяющие бороться с выдачей «серых» диагностических карт.

«Зачастую их выдают компании, которые вообще ничем подобным не занимаются, ничего не осматривают. Понятно, что в итоге повышается риск для всех участников движения — и для водителей, и для пассажиров, и для пешеходов. Чтобы эту практику прекратить, предлагается откорректировать нормы закона о техосмотре транспортных средств и внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс», — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства.

Видеоповторы, дисквалификация, срок

Авторы поправок предлагают ввести обязательную фото- и видеофиксацию процесса — это позволит достоверно установить, был ли техосмотр проведен в действительности. Дополнительно, по специальной методике, рассчитают пропускную способность техцентров. Видео- и фотоматериалы будут храниться в единой базе, туда же загрузят и электронную диагностическую карту, снабженную цифровой подписью эксперта, который осматривал автомобиль.

Будет усилена ответственность всех участников системы техосмотра. Помимо юридических лиц, штрафы для которых составляют 100–300 тыс. рублей, наказывать будут экспертов. За выдачу диагностической карты с нарушениями, а также за внесение данных в автоматизированную систему предлагают штрафовать на 5–10 тыс. рублей. В качестве крайней меры предусмотрена дисквалификация эксперта. Для техцентров, которые проводят техосмотр без аккредитации, помимо серьезных штрафов, установят уголовную ответственность — до четырех лет, если имел место сговор группы лиц.

Суточная норма по штрафам

Автомобилистов также будут штрафовать за диагностическую карту, не оформленную «в установленном порядке». Сейчас санкции за это действуют только в отношении водителей такси, грузовиков, учебных машин, а также транспорта экстренных и специальных служб.

Следить за наличием диагностической карты планируют, как и в случае с полисами ОСАГО, — с помощью дорожных камер. Если данные о прохождении техосмотра отсутствуют в базе, водитель автоматически будет оштрафован, но не более одного раза в сутки. Штрафы стараниями Минэкономразвития увеличат с 800 до 2 тыс. рублей.

Привычка покупать

В 2011 году была проведена реформа техосмотра, и проверку автомобилей передали от ГИБДД частным компаниям, которые вместо привычных талонов стали выдавать диагностические карты. Контроль за операторами возложили на Российский союз страховщиков (РСА), за первое полугодие он получил около 200 жалоб на действия 250 компаний. По результатам проверок, в том числе и выездных, было принято 112 решений о приостановке аккредитации.

Тем не менее осуществлять контроль за операторами, которых по всей России насчитывается более 4 тыс., непросто. Поэтому неоднократно предлагалось передать контроль за операторами Росаккредитации или Ространснадзору, а за РСА оставить ведение единой базы по техосмотрам ЕАИСТО, которой до этого занималась МВД.

Реформа, затеянная для борьбы с коррупционной составляющей, привела к обратному эффекту — техосмотр стало проще купить, чем пройти официально. По данным Минэкономразвития, за пять лет количество техосмотров, проведенных по правилам, сократилось на 20–33%. Союз операторов техосмотра «Техэксперт» приводит следующие данные: только пятая часть автолюбителей проходит реальный техосмотр.

«На сегодняшний день большинство водителей вполне устраивает система проведения техосмотра — это комфортно, недорого и по большему счету можно не проходить. Состояние автомобиля смотрят, когда делают плановое техобслуживание», — рассказал порталу iz.ru автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Съемочные бюджеты

Эксперты в основном скептически относятся к новым поправкам. Обязательное требование фото- и видеофиксации осмотра увеличит расходы бизнеса. Для операторов процедура ТО и так убыточна без повышения тарифов. Сейчас в Москве они установлены на уровне 720 рублей, в Петербурге — 881 рубль, а в регионах — дешевле. Значительных затрат потребует единая электронная база — в Союзе автостраховщиков уже заявили, что ее создание и защита от взлома потребуют вложений минимум 400 млн рублей.




«У нас 42 млн только легковых автомобилей. Соответственно, можно прикинуть, сколько миллионов техосмотров в год. Где хранить всю эту информацию», — отметил Игорь Моржаретто. Он добавил, что систему видеофиксации можно при желании обойти.

Того же мнения придерживается и первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). Он считает, что более эффективным средством борьбы с «серыми» картами могло бы стать специальное программное обеспечение, которое может закрыть доступ к формированию карты, если машина не прошла проверку на всех стендах.

Как еще изменился техосмотр

Это далеко не первые новшества в процедуре техосмотра. В феврале этого года вступили поправки, запрещающие недокументированный тюнинг автомобилей, как спортивный, так и внедорожный. Запрещалось заклеивать фары пленкой, устанавливать нештатные рассеиватели, демонтировать стеклоомыватели и стеклоочистители.

Больше требований стали предъявлять к техническому состоянию автомобилей — исправные усилитель руля и рулевой демпфер, никаких течей рабочих жидкостей. Шипованные шины на всех колесах должны быть одинаковыми, а в обязательный список автомобилиста наряду с огнетушителем и знаком аварийной остановки включили аптечку. Фактически техосмотр приводили в соответствие с нормами Технического регламента Таможенного союза.

В мае вступили очередные поправки, обязавшие операторов выдавать диагностические карты даже автомобилям, не прошедшим техосмотр. Факт неисправности необходимо было указать в документе.

Статистическая погрешность

«В США в 13 штатах техосмотр необязателен, так как количество аварий из-за поврежденного автомобиля составляет всего 0,7% от общего числа. Для самих американцев невыгодно, если автомобиль не прошел техосмотр, так как при аварии на неисправном автомобиле автостраховка не покрывает нанесенный ущерб», — отметил директор департамента послепродажного обслуживания группы компаний «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич.

Руководитель управления методологии обязательных видов страхования АО «АльфаСтрахование» Денис Макаров, считает, что и в России влияние неисправностей транспортного средства на ДТП ничтожно. Однако не всё так очевидно.

Согласно статистике ГИБДД, доля дорожно-транспортных происшествий, причиной которых стала техническая неисправность транспортного средства, колеблется на уровне 1,4–3,9% от общего числа. Для сравнения: пьянство за рулем и неудовлетворительное состояние дорог становятся причинами намного большего количества аварий и смертельных случаев.

Тем не менее число технически неисправных автомобилей, попавших в ДТП, с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году произошел сразу двукратный рост: с 2553 до 5394 случаев. В 2017 году количество таких аварий выросло до 6455, а количество погибших превысило тысячу.

Старость и экономия

Эксперты говорят о старении российского автопарка. Согласно исследованию информационного агентства «Автостат», средний возраст российского автомобиля вырос с 12,9 до 13,1 года. В Москве и Санкт-Петербурге это показатель равен 10,3 и 10,7 года, а на Дальнем Востоке — составляет не менее 20 лет. Старение парка связано с замедлившимися темпами его обновления. Средний срок владения автомобилем, который был куплен новым, достиг четырех лет и девяти месяцев. Аналитики «Автостата» отмечают, что этот показатель продолжает расти и с 2008 года увеличился на 21 месяц.

Опросы, инициированные аналитическим агентством, демонстрируют, что автовладельцы стараются экономить на обслуживании. Проводят плановые ТО либо самостоятельно, либо с помощью знакомого механика, а с завершением гарантийного срока уходят от официальных дилеров.

Вне зависимости от того, окажутся ли предложенные поправки эффективными, новые технологии будут проникать в систему техосмотра. Переход с бумаги на «цифру» — естественен в современных реалиях, достаточно вспомнить набирающие популярность электронные полисы ОСАГО.

«Не исключено, что в будущем процедура техосмотра будет цифровизирована, как происходит сегодня фактически со всеми процессами», — считает директор по маркетингу АО «Группа Т-1» Александр Глазков.

Следующий шаг — автомобильная телематика, позволяющая анализировать реальное состояние автомобиля и оценивать износ важных деталей, в том числе удаленно.

Евгений Багдасаров


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado
На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) 27.09.2017. Главный редактор: Фисун Д.Д.. Учредитель: Латыпов Д.Р.

Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.

Яндекс.Метрика