Top.Mail.Ru

Командир атомохода Михаил Зикунов

Капитан 1 ранга в отставке, командир атомохода Михаил Зикунов

Имя капитана 1 ранга в отставке Михаила Зикунова широко известно на флоте. Двадцать лет он посвятил службе на атомных подводных лодках, пятую часть из них провёл непосредственно под водой в прочном корпусе.
Корреспондент встретилась с ветераном – подводником М. Зикуновым. Эту беседу ДВ – РОСС публикует накануне Дня Военно – морского флота России.

-Михаил Николаевич, расскажите, как вы стали подводником?
-В нашей семье моряков не было, но родился и жил я недалеко от Владивостока – главной базы ТОФ. Море любил с детства .
После окончания восьмилетки поступил в суворовское военное училище. А затем, подал документы в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова . В 1975 году окончил его по специализации «радиотехническое вооружение подводных лодок».
По распределению попал на Северный флот, где был назначен командиром гидроакустической группы атомного подводного крейсера стратегического назначения К-487.
— Помните свой первый выход в море?
— Конечно! Нас было 28 молодых лейтенантов в экипаже, которые прошли после окончания военных училищ стажировку в учебном центре в Эстонии. Экипаж принял подводную лодку в Северодвинске и совершил переход в Гаджиево. Оттуда я отправился в своё первое автономное плавание.
Мы, молодые лейтенанты, были очень горды, что нам доверили выполнение такого важного задания – несение боевой службы на атомной подводной лодке с 16 баллистическими ракетами на борту. Чувствовали необычайный душевный подъём и высокую ответственность.
Под водой мы провели 60 суток. Адаптировались быстро, хотя и находились в замкнутом пространстве. Молодость, морская романтика, ощущение того, что ты занят очень важным делом, стоишь на защите Родины… Всё это помогало и объединяло.

Экипаж на АПЛ был сплочённым, у нас были хорошие наставники. В первую очередь командир корабля капитан 1 ранга Владимир Иванович Роговой. Кстати сказать, он на этой должности получил звание контр — адмирал. Особую помощь в приобретении опыта мне оказал старший помощник командира Владимир Сергеевич Кряжев, ставший впоследствии вице-адмиралом. Да и все моряки нашего подводного крейсера помогали становлению молодых лейтенантов , давали бесценные практические советы , учили , подсказывали.
К тому времени у многих из нас уже были семьи. Помню, как жена и дочка радостно встречали меня из первой автономки на причале в торжественной обстановке. За время похода офицерские семьи подружились, всех объединяли общие интересы. Это и в дальнейшем помогало морякам в службе, они были спокойны за свой тыл.
-Безусловно, каждый выход АПЛ в море – дело чрезвычайно сложное, важное и ответственное. Видимо, были и такие, которые запомнились больше всего…
-За время службы на подводных крейсерах стратегического назначения я совершил 20 боевых служб продолжительностью от 30 до 90 суток. Хорошо помню, как в 1986 году поступил приказ: выход в море с выполнением ракетных стрельб с Северного полюса (в это время я находился в должности старшего помощника командира подводного крейсера). Пуск баллистических ракет осуществляется в рамках программы комплексных серийных испытаний ракетного оружия.
Выполнению этой задачи предшествовала основательная подготовка. Стояла задача испытать навигационный комплекс, чтобы выяснить, как он будет себя вести в высоких широтах, особенно средства ледовой разведки. Это очень важно.
Из Гаджиево мы вышли в заданный район. Нашли поле тонкого льда, приледнились, всплыли в надводное положение, очистили палубу от ледяных осколков и успешно произвели два пуска баллистических ракет с Северного полюса.
Поход был достаточно сложным. Вообще плавание подо льдами – дело непростое. Но, тем не менее, экипаж достойно с этим справился, успешно выполнил поставленную задачу и вернулся в базу.

В 1990 году, уже в качестве командира подводного крейсера К-449 совершил межфлотский переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. Этот поход был тоже достаточно сложным: постоянная вахта, постоянное наблюдение. Перед экипажем стояла задача во время плавания всплывать четыре раза в надводное положение для постановки так называемых маяков-ответчиков по маршруту перехода, чтобы подводные лодки могли определять своё место наиболее точным образом. Нам пришлось всплывать в Карском море, а также Восточно-Сибирском, Лаптевых и Чукотском. Для этого надо было искать полынью или поле тонкого льда, всплывать, приледеняться, взламывать лёд и сбрасывать прибор в воду.

Поход длился – от выхода из Гаджиево до всплытия в Чукотском море-28 суток. Потом мы зашли на рейд бухты Анадырь, высадили представителей штаба Северного флота, взяли на борт представителей штаба Тихоокеанского флота и продолжили боевую службу.
Хочу особо отметить, что старшим этого похода был контр-адмирал Александр Александрович Берзин – Герой России, знаменитый ледовой адмирал.
Сорок суток потом мы ещё патрулировали в Тихом океане, и уже в ноябре пришли в пункт базирования на Камчатке.
— И именно за этот поход вы были удостоены высокой награды – ордена Красного Знамени?
— Да. Формулировка: «За успешное выполнение задания Родины, связанного с риском для жизни». За переход практически все командиры боевых частей были награждены орденом «За службу Родине», отличившиеся матросы – медалями.
Экипаж перед переходом подбирали основательно, из числа наиболее грамотных, достойных, ответственных офицеров, мичманов , матросов. Мы с замполитом беседовали с каждым человеком, настраивали и готовили экипаж морально к длительной и серьёзной работе.
Поход был сложным, шли – вверху лёд, внизу бездна океана. Но с задачей успешно справились.
— А как был организован досуг во время перехода?
— Мой замполит капитан 2 ранга Валерий Владимирович Перегудов – человек очень энергичный и ответственный. Он «пробил» видеомагнитофон (в то время это было редкость!), достал кассеты, и в кают-компании для мичманов, офицеров, свободных от вахты, демонстрировались фильмы. Также он организовал небольшие концерты художественной самодеятельности для экипажа, конкурсы. В свободное время люди собирались в кают-компании, пели под гитару, читали стихи. В общем, делалось всё возможное для того, чтобы разнообразить досуг подводников. Замполит всегда был верным моим помощником Сейчас он, как человек творческий, пишет книги.
— Итак , вы прибыли со своим экипажем на Камчатку…
— Мы влились в дивизию подводных лодок Тихоокеанского флота и продолжили службу. Нас встретили очень радушно. Сразу семейным дали квартиры, обустроились, дети пошли в школу. Всё было хорошо. Служба на Камчатке очень нравилась. Конечно, нелегко приходилось: постоянные выходы в море, боевые дежурства. Но служба есть служба. Это понимали не только проводники, но и их семьи.
Холостые мичманы жили в благоустроенном общежитии, матросы – в казарме. Быт был устроен. Шли 90-е годы, но мы, честно говоря, не ощущали трудностей. Лодка уходила в автономку полностью всем обеспеченная, ведь мы шли на выполнение сложных боевых задач, направленных на укрепление обороноспособности страны.
— Михаил Николаевич, какие особые выходы в море у вас были за время службы на Камчатке в должности командира АПЛ?
— В 1991 году впервые в ВМФ произвели пуск баллистической ракеты с нашего подводного крейсера К-449 из положения «на подводном якоре».
Находясь в море, мы подошли в определённый район в Охотском море и из положения боевой службы выполнили пуск практической баллистической ракеты. Это сложный манёвр. Субмарина находится без хода под водой на якоре. Плавучесть АПЛ меняется, и надо следить, чтобы она не «гуляла» по глубине. Кроме того, ещё и найти место, чтобы удачно стать на якорь и т.д.
Мы тщательно подготовились к выполнению этого задания. Создали специальную инструкцию по постановке на подводный якорь, отработали всё, провели тренировки , набрались опыта. И в результате успешно выполнили эту ракетную стрельбу.
В памяти осталось, как в 1993 году подводный крейсер К-441 (командир капитан 1 ранга В.Косицын) и наш К-449 участвовали в пусках баллистических ракет под руководством Президента Российской Федерации.
Это очень ответственное задание. Командующий Тихоокеанским флотом собрал командиров, представителей штаба, которые с нами выходили в море, лично провёл инструктаж.
Естественно, особую ответственность на нас накладывало то, что руководил ракетной стрельбой Президент РФ. Мы основательно подготовились и успешно выполнили поставленную задачу.
— Как складывалась ваша дальнейшая служба?
— В 1995 году был переведён в штаб Тихоокеанского флота на должность старшего помощника оперативного дежурного ТОФ, затем стал оперативным дежурным флота. Последняя моя должность – заместитель начальника штаба ТОФ по боевому управлению – начальник командного пункта ТОФ.
— Встречаетесь с сослуживцами-подводниками?
— Да, в том числе и с теми, с кем служил на Камчатке. Все состоят в Союзе моряков-подводников ТОФ. Общаемся, встречаемся не только в свой профессиональный праздник , но и в октябре, в день образования нашей дивизии подводных лодок. Обсуждаем новые проекты ПЛ, в целом жизнь флота, а также говорим на житейские темы.
О службе на атомном подводном флоте, годах, проведённых в прочном корпусе, никогда не жалел и не пожалею. Да, она тяжёлая, но и почётная. Горжусь ею и надеюсь, что внуки будут тоже этим гордиться.
— Что бы вы пожелали нынешнему поколению подводников?
— Крепить мощь нашего государства. Сегодня на флот поступают новые лодки. Современная техника сложная и требует знаний, усилий для их освоения. Желаю, чтобы подводники успешно её освоили и отдавали свои силы и опыт на укрепление обороноспособности страны.
Всех подводников поздравляю с Днем Военно – морского флота! Здоровья , успехов ,позитива и всего самого доброго в жизни!
Беседу вела
корреспондент газеты «Боевая вахта» Наталья Пискунова,
Фото Владимира Бочарова

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика