Top.Mail.Ru

Камчатка: такого беспредела, как в краю вулканов и лососей, главный редактор журнала «Рыбалка на Руси» Владимир Габелев нигде не видел

Рыбоохрана вместо преследования браконьеров с нахрапом, с угрозами ополчилась на законопослушных туристов

О своих впечатлениях от камчатской рыбалки Габелев рассказывает в 11 номере журнала за прошлый, 2010 год.

«На Камчатку летим… за чавычей. На речку с двойным названием – Быстрая и Большая.

Завязка путешествия обыденна: тягучая, выматывающая нервы пробка, аэропорт, процедура сдачи багажа (только осторожнее с тубусами, девушка), билеты, досмотр (не надо меня щекотать), борт и девять часов лёта над нашей огромной и такой разнообразной страной. В аэропорту Елизово встречает хозяин компании «Дикая природа Камчатки» Сергей Мальков. Грузимся в автобус, заезжаем в магазин и на рынок, а потом ещё около четырёх часов едем до посёлка Усть-Болыперецк. От него порядка 15-20 минут на лодках, и вот мы на базе «Чинук». На берегах ещё не везде стаял снег, пойма и многочисленные острова заросли деревьями и кустарниками, а вот дальше, покуда хватит видимости – тундра.

РЕКА БЫСТРАЯ

Река Быстрая протекает вдоль южной части Срединного хребта, скорость течения – 0,5-2 м/с. Глубина в нижнем течении 1-3 метра; в среднем 0,8-2 метра; ширина 50-100 и 20-40 метров соответственно. В устье река Быстрая сливается с рекой Плотникова, образуя реку Большую, которая является крупнейшей рекой западного побережья Камчатки. Она играет весьма важную роль в воспроизводстве западно-камчатских лососей. Сюда на нерест заходят 40 тысяч особей чавычи, свыше 300 тысяч особей нерки, 20 миллионов особей горбуши (в отдельные урожайные годы), свыше 100 тысяч особей кеты и более 200 тысяч особей кижуча. Из дальневосточных лососей здесь также воспроизводится сима в пределах нескольких тысяч особей, Довольно многочисленны в бассейне реки проходной голец, хариус, жилая микижа и кунджа, встречается также и проходная форма микижи (камчатская сёмга). Основные нерестилища большинства лососей располагаются в придаточной системе рек Быстрая и Плотникова и в их верховьях.

Цель поездки у нас грандиозная – попасть на реку к первой волне чавычи. По словам местных рыболовов, именно тогда есть шанс поймать самые крупные экземпляры этой великолепной рыбы. Американцы называют чавычу king salmon – «король-лосось», а японцы присвоили ей титул «князя лососей».

От других лососей чавыча отличается большим (больше 15) числом жаберных лучей. Спина, спинной и хвостовой плавники её покрыты мелкими круглыми чёрными пятнами. Брачный наряд выражен слабее, чем у кеты, горбуши и красной, лишь самец во время нереста становится черноватым, с красными пятнами. Подобно красной чавыча тяготеет в своем распространении к американскому побережью Тихого океана, где идёт на юг до Калифорнии. По азиатскому побережью её мало, хотя единично она входит во многие реки от севера Хоккайдо на юге до Анадыря на севере. У нас чавыча больше всего входит в реки Камчатки, причём она идёт на нерест раньше прочих лососей, с конца мая.

НА ВОДЕ

Начало июня на Камчатке в этом году соответствовало середине или концу апреля в средней полосе России. Днём солнце жаркое, ласковое – кожу греет, морит в лодке, если чуть-чуть расслабишься. А стоит ему зайти, и температура за короткое время падает до 3-5 градусов по Цельсию. Вода ещё не прогрелась до нужной температуры, и чавыча практически не идёт в реку. Небольшими партиями проскакивают так называемые «гонцы-разведчики».

У меня в напарниках известный ихтиолог и знаток Камчатки Игорь Шатало. Он много лет отдал изучению дикого лосося и при этом хорошо знает реку. В реке помимо чавычи в данный период есть хариус, микижа, сима, голец – сами по себе интересные для ловли рыбы. Хочется половить и их тоже. Но только после того как подержу в руках красавицу чавычу. Времени до темноты совсем мало, и в сумерках все экипажи возвращаются на базу пустыми.

УСЛОВИЯ ЛОВЛИ И СНАРЯЖЕНИЕ

Наиболее массово чавыча идёт по основной струе по ночам и в пасмурные дни, днём отдыхает в затишках и ямах, но отдельные экземпляры вполне могут понемногу передвигаться вверх по течению и в светлое время. Сообразно этому и выбираются места ловли.

Соответственно рыбе должна быть и снасть.

Шнур с разрывной нагрузкой не менее 40-50 1Ь. Запас фурнитуры должен быть большим, так как обрывы при такой ловле далеко не редкость. Чтобы уменьшить их количество, незнакомые места пробивайте колебалками и вертушками с одним крючком.

Для ловли чавычи нужны приманки с сильным раздражающим действием, способные заглубиться на нужный горизонт.

В ПОГОНЕ ЗА УДАЧЕЙ

Все последующие дни слились в единообразную картинку: в четыре утра подъём, завтрак; в пять выход на воду, обед берём с собой и до девяти вечера ловля. В среднем – пятнадцать часов ловли с передвижениями. Только два раза приезжали на обед и короткий отдых. Рыба не идёт. Каждый день на шесть экипажей (12 человек+егеря) ловится от 1 до 3 хвостов некрупной чавычи. И то в основном на камчатскую оснастку или, как её ещё называют, – стоячку. Это наиболее добычливый способ ловли, так как позволяет стеречь рыбу непосредственно на струе.

Мне же важно поймать рыбу на спиннинг, я ведь не добывать её приехал. Поэтому, невзирая на усталость, методично облавливаю акваторию. Первая поклёвка – как сон, как чудо. Мощный удар, спиннинг в дугу, визг фрикциона. Рыба делает свечку и сходит. Это какой-то трактор, паровоз, грейдер – неостанавливаемая в своем движении махина.

Я не первый раз ловлю лосося, но таких экземпляров не держал. Явно за десятку… Уже во второй половине дня решаю немного отдохнуть и переключаюсь на ловлю хариуса.

За 15 минут ловлю около десятка некрупных хариусков. А в голове постоянно свербит мысль о том, что в это время может мимо проходить чавыча. Не выдерживаю и отправляюсь опять месить воду крупными приманками. В тот день на снасточку была взята самая крупная рыба поездки – весом чуть более 20 кг.

ЧАВЫЧА (Oncorhynchus tshawytscha), самый крупный и самый ценный из тихоокеанских лососей. Средний размер ходовой чавычи 90 см, но попадаются и значительно более крупные экземпляры, достигающие более 50 кг веса. Нерест чавычи длится всё лето. Могучая рыба не боится быстрого течения (1 -1,5 м/сек] и выбивает хвостом нерестовые ямы в крупной гальке и булыжниках, Самка откладывает до 14 тысяч и более крупных, как у кеты, икринок. Вышедшие из икры мальки довольно долго, как и мальки красной, остаются в реке; некоторые из них, особенно самцы, там созревают, достигая в длину 75-175 мм. В американских реках встречаются и настоящие жилые формы. В реке Колумбия чавыча представлена двумя формами – весенней и летней. Сроки нереста у этих форм наследственны. В море чавыча живет от 4 до 7 лет. Как и красная, это довольно холодолюбивый вид и нагуливается предпочтительно в водах Берингова моря, прилегающих к гряде Командорских и Алеутских островов. Питается в море чавыча главным образом мелкой рыбой. Её промысловое значение у нас ввиду редкости незначительно.

По вечерам в столовой обсуждаем прожитой день, кто где ловил, перспективы…
На столе обязательным атрибутом жареная чавыча. Вкусовые качества великолепны. Не зря знаменитый исследователь Камчатки С. П. Крашенинников в своё время писал: «Из тамошних рыб нет ей подобной вкусом. Камчадалы так высоко почитают объявленную рыбу, что первоизловленную, испекши на огне, съедают с изъявлением превеликой радости».

БЕСПРЕДЕЛ

С первого дня ловли неприятно удивило огромное количество браконьеров на реке. Они безбоязненно бороздили акваторию сплавными сетями посреди дня. Перспективные участки чуть ли не в очередь тралились лодками. Кругом выставленные сети. Начиналось это ранним утром и не заканчивалось, пока хоть что-то было видно. Мы сделали несколько кадров с явно читаемыми номерами лодок и дождались рыбоохрану. И тут началось… Подъезжает инспекция, проверяет у нас наличие лицензий, придирчиво осматривает крючки, лодку. Мы им говорим про выставленные сети, указываем место, рассказываем про браконьеров. А они как будто нас не слышат, пытаются найти, к чему придраться. И всё нахрапом, с угрозами. Увидев стопку лицензий на весь период ловли, вроде бы успокаиваются, уточняют, где стоят сети, и уносятся в том направлении. Через час, проходя это место, видим, что сети так и не вытащены. Сами выбираем из воды и вместе с рыбой выволакиваем на берег. Браконьеры так и продолжают терзать реку тралами. На следующий день картина повторяется, с серьёзными лицами начинают проверять лицензии. На вопрос, почему вы это опять делаете, если видели все бумаги вчера, и почему не сняли сети, не гоняете браконьеров – звучат детские отговорки про мощь моторов, отсутствие бензина и т. д. А сеть что вам помешало снять? А номера лодок? Они же все принадлежат местным. Невразумительные ответы, и лодка уходит в сторону места, где сняты сети. Проходя там во второй половине дня, опять видим гордо торчащие из воды поплавки. У всех создалось впечатление, что инспекция занималась охраной браконьеров от обычных рыболовов. На третий день к нам пришвартовалась лодка с краевой рыбоохраной. Выслушали наши претензии, посмотрели фото лодок с номерами, даже не переписали, назвав их «научниками», и отбыли дальше. Я много где побывал, но такого беспредела не видел».

P.S. от сайта Рыба Камчатского края

То, что увидел В. Габелев на реке с несколькими названиями, уместилось в несколько позорных для Камчатки слов: «Я много где побывал, но такого беспредела не видел».

Река Большая (Быстрая, Плотникова) с её рыбными ресурсами, точнее то, что на ней происходит, – представляет конфликт интересов всех, без исключения, жителей южной Камчатки, для кого лосось является предметом этого интереса: рыболовов-любителей, рыболовов-спортсменов, туристов-рыбников, «научников», коренных малочисленных народов Севера, рыбопромышленников и браконьеров.

Богатейшая лососёвая река, которая могла бы приносить многомиллиардные доходы, если бы ресурсы её расходовались рачительно, гибнет на наших глазах при всеобщем попустительстве – и государственных органов, и общественных объединений, и всех остальных, независимо от наличия чести, достоинства и просто совести у каждого, кого эта река кормит.

Можно ли что-либо изменить? Можно ли переломить ситуацию? Можно ли ещё спасти эту реку?

Нам не нужен ответ – «НЕТ!». Потому что он бессовестный и циничный.

Мы обращаемся к тем, кто знает или понимает, как можно распутать тот Гордиев узел противоречий, который душит реку Большую. Не нужно нам говорить о коррупции – Байкал народ отстоял, несмотря на то, что сам Путин дал добро олигархам. Не нужно нам рассказывать сказки о российской ментальности и о нашей всеобщей любви к мафии – мы еЁ ненавидим всем сердцем, но ей невозможно противостоять в одиночку.

Так как же нам уйти от позора и спасти реку Большую? Как защитить еЁ всем нашим камчатским (а почему и не всероссийским!) обществом? Имеются ли у нас для этого хоть какие-то силы, хоть какие-то нравственные резервы, хоть какое-то сыновнее чувство к своей малой Родине, хоть какое-то мужество?

Но только мы просим ответить на этот вопрос тех, кто знает ответ «ДА!».

Остальных мы уже понаслушались и сыты по горло…

Сергей Вахрин,
главный редактор сайта «Рыба Камчатского края», координатор общественной Коалиции «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!»

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика