CBC News (Канада): Теплоход Дальневосточного пароходства «Любовь Орлова» на дне бездны
Круизный лайнер «Любовь Орлова» встретил свой конец в Атлантике как «корабль-призрак, кишащий крысами-каннибалами». История судна вращается вокруг двух мужчин по имени Олег. По словам бывшего капитана корабля, один из них был когда-то офицером антикоррупционной полиции СССР ОБХСС, передает ДВ — РОСС со ссылкой на Рэнди Бирса (Randi Beers).
Кто бросил «Любовь Орлову»?
История «Любови Орловой» вращается вокруг двух мужчин по имени Олег.
По словам бывшего капитана корабля, Олег Ульянченко был бывшим офицером антикоррупционной полиции СССР ОБХСС.
Вместе с Олегом Абрамовым, бывшим топ-менеджером АвтоВАЗа, автомобильной компании, известной российскими автомобилями «Лада» и «Жигули», он купил «Любовь Орлову» у «Дальневосточного пароходства» в 1996 году. В том же году была основана судоходная компания «Любовь Орлова» на Мальте, а затем в 2000 году была зарегистрирована еще одна компания с таким же именем.
В это время Ульянченко и Абрамов, как утверждается, занимались контрабандой автомобилей АвтоВАЗа, переправляя предназначенные для ближневосточного импортера автомобили обратно в Россию для перепродажи.
АвтоВАЗ обвинил их в том, что они погрузили машины на корабль, вывезли их в Черное море, подделали документы, дающие право реимпортировать, и продали автомобили обратно в Новороссийск.
В ежеквартальном финансовом отчете, поданном АвтоВАЗом в 2008 году, компания сообщила, что в 2002 году она подала гражданский иск против двух Олегов, требуя 159 миллионов рублей (что составляет 5,1 миллиона долларов по курсу 2002 года) в качестве компенсации за угнанные автомобили. В документах говорится, что компания не рассчитывала вернуть эти деньги, потому что Абрамов и Ульянченко к тому времени уже покинули Россию.
В финансовом отчете АвтоВАЗа также упоминается уголовное дело, возбужденное по данному делу Следственным комитетом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В документах АвтоВАЗа подробно изложены многочисленные жалобы российских прокуроров на «бездействие» их региональных коллег, в результате чего дело было возобновлено и впоследствии несколько раз приостанавливалось в период с 2002 по 2008 год.
CBC News не удалось получить оригинальные материалы российского суда, связанные с гражданскими или уголовными делами против двух Олегов.
По словам Мэтью Лайт (Matthew Light), профессора Университета Торонто, чьи исследования сосредоточены на постсоветских правоохранительных органах, истории, похожие на обвинения против Ульянченко и Абрамова, в России вполне обычное явление: в постсоветской России сохраняется коррупция, потому что люди, имевшие власть и влияние в советское время, смогли поддерживать эту власть в условиях свободного рынка, — так, например, любой, кто связан с полицией или контролирующими органами, по сути, остается «неприкосновенным».
Ульянченко и Абрамов первоначально использовали «Любовь Орлову» как паромную переправу через Черное море, между юго-западным российским портом в Новороссийске и Стамбулом.
К 2000 году корабль окончательно покинул Россию по контракту с американской компанией Quark Expeditions для поездок в Антарктику и базирующейся в Канаде компании Marine Expeditions для арктических круизов.
Через год «Любовь Орлова» впервые попала в заголовки международных новостей после того, как один из владельцев судоходной компании «Любовь Орлова» якобы удерживал в заложниках пассажиров круиза Дармут (Англия) — Рейкьявик (Исландия).
Тогда «Нью-Йорк таймс» сообщила, что, по словам пассажиров, Олег Абрамов отдал распоряжение капитану свернуть с курса судна в сторону Гибралтара, чтобы вытрясти из пассажиров, в основном американцев и канадцев, около 20 тысяч долларов платы за стоянки в портах, чтобы покрыть свои долги.
В этой истории подробно рассказывается о том, как пассажиры рассказывали о тайных звонках по спутниковому телефону, чтобы предупредить инвесторов о сложившейся ситуации, и что «несколько» из них заявили, что именно они нашли решение из затруднительного положения.
По словам Дугальда Уэллса (Dugald Wells), тогдашнего президента Marine Expeditions, все было совсем не так.
По его словам, Marine Expeditions не выполнила условия контракта с судоходной компанией «Любовь Орлова». И Абрамов действительно отклонил судно от курса, или «нам так сообщили, ведь нас [инвесторов и управленческой команды], конечно, не было на борту», однако по его словам команда знала о ситуации через капитана, бортовой персонал и владельца судна, и работала над ее разрешением.
«Никаких тайных звонков не требовалось», — сказал он, и добавил, что группа инвесторов Marine Expeditions оплатила расходы по возвращению пассажиров, и все будущие заказы также были возмещены, а Абрамов никогда не сталкивался с какими-либо правовыми последствиями.
В последующие годы расследование по делу хищения на АвтоВАЗе, проводимое российским правительством, как указано в финансовых документах компании, продолжало преследовать Ульянченко и Абрамова. Новостные агентства в Новороссийске сообщили, что в 2003 году они были объявлены в международный розыск и даже провели некоторое время в нейтральных водах на «Любови Орловой», чтобы избежать захвата.
Интерпол действительно арестовал Абрамова в казино Монако в 2004 году, согласно сообщениям в российских СМИ, но местное правительство отказалось от его экстрадиции. Позже в том же году Абрамов продал свои оставшиеся доли судоходной компании «Любовь Орлова» Ульянченко.
Ульянченко, в свою очередь, передал 499 акций судоходной компании «Любовь Орлова» Фонду Мелинды (Melinda Foundation) в Панаме. Себе он оставил одну акцию.
Панама: отличное место, чтобы спрятать свои деньги
Когда судно «Любовь Орлова» было оставлено в гавани Сент-Джонс, Фонд Мелинды, владелец контрольного пакета акций судоходной компании «Любовь Орлова», был единственным финансовым инструментом, которым (на бумаге) могла владеть корпорация.
Публичной информации об этом фонде мало: он был зарегистрирован в ноябре 2000 года, его адресом указан офис на 16-ом этаже башни швейцарского банка Torre в Панама-сити.
По мнению экспертов, панамские фонды рассчитаны на подполье.
«Панама — это не страна, это бизнес», — сказал Джеффри Робинсон (Jeffrey Robinson), написавший 29 книг о международных финансовых преступлениях.
«Это ужасно скандально. Но что вы собираетесь делать? Велеть Панаме остановиться?»
Правительство Панамы держит в секрете право собственности на фонды. Даже если корпорация, которой владеет фонд, зарегистрирована в офшоре Панамы, — например, судоходная компания «Любовь Орлова», — этот фонд не подвержен налогообложению и гражданской или уголовной ответственности за пределами страны, — так утверждает Лакшми Кумар (Lakshmi Kumar), политический директор Global Financial Integrity, организации, занимающейся изучением незаконной финансовой торговли. Свою карьеру Кумар посвятила изучению панамских организаций.
«Закон в четких формулировках обеспечивает защиту активов от любого внешнего вмешательства», — по словам Кумар, страна зарабатывает деньги на сборах, связанных со счетами, которые, как правило, намного меньше налогов, которые корпорации и частные лица платят на свои состояния в родных странах.
В то время как Фонд Мелинды был основным акционером судоходной компании «Любовь Орлова», Олег Ульянченко, похоже, играл центральную роль в управлении компанией. Он был его законным представителем, судебным представителем и директором.
Олег Ульянченко — единственное имя, связанное с судоходной компанией «Любовь Орлова» в судебных документах. Его подпись чаще всего появляется в качестве директора компании, и в одном случае в качестве владельца.
CBC News поговорили с несколькими бывшими и нынешними сотрудниками и руководителями компаний-фрахтователей «Любови Орловой», и никто не называл Ульянченко единственным владельцем судоходной компании «Любовь Орлова», хотя все они утверждали, что он был единственным человеком, с которым им приходилось иметь дело в отношении судна.
Кто такой Олег Ульянченко?
Трудно найти достоверную информацию о личности Ульянченко, которому 57 лет.
Джейсон Уиттл (Jason Whittle), шеф-повар из Ньюфаундленда, работавший на корабле «Любовь Орлова» в течение нескольких круизных сезонов, описывает его как человека, немного говорящего по-английски и вызывающего повышенный интерес окружающих.
«Он был большим, очень большим человеком — сказал он — Помню, как однажды спросил [коллегу]:» Как он зарабатывает столько денег?» И он ответил: «Это не то, что нам нужно знать».
С именем Ульянченко связано несколько финансовых инициатив по всему миру.
В России он владел рестораном, рыбоперерабатывающим заводом, предприятиями морского пассажирского транспорта, автосервисом и даже заводом по переработке вулканизированной резины.
Во Франции он начал бизнес по импорту морепродуктов под названием «Азовская икра» в 2006 году, через два года после того, как выкупил долю Абрамова.
Согласно финансовым отчетам, сумма денег, которые получала компания, оставалась очень низкой до 2010 года, когда она сообщил об обороте в 190 тысяч евро.
2011 финансовый год, сразу после того, как Ульянченко получил ссуду на 470 тысяч евро под залог корабля «Любовь Орлова», стал неожиданным для «Азовской икры». Потребовалось на 200% больше денег, чем годом ранее — 582 573 евро.
В финансовых документах этот резкий рост проявляется в основном как «продажи крабов». Расходы компании также увеличились, в результате чего прибыль составила 4 072 евро.
Этот год был аномальным по другой причине, — это был последний раз, когда «Азовская икра» отчитывалась о любой финансовой деятельности.
Ульянченко, как известно, последние годы жил на юге Франции.
В 2018 году там же он начал процедуру банкротства.
Все его российские предприятия также были ликвидированы. Обе судоходных компании под именем «Любовь Орлова» были исключены из реестра Мальты. О текущем статусе Фонда Мелинды нет информации.
CBC News неоднократно обращалась к Ульянченко с просьбой дать интервью о его связи с «Любовью Орловой». Он ответил один раз, по-французски, просто чтобы подтвердить свой адрес электронной почты.
На дне бездны
Около 35 лет назад, когда «Любовь Орлова» была белоснежной и все еще считалась современным судном, на борт поднялся советский поэт Джеймс Ллойдович Паттерсон.
Бывший ребенок-кинозвезда, Паттерсон установил очень тесные отношения с актрисой Орловой во время съемок в советском классическом фильме «Цирк» в 1936 году.
В своих мемуарах «Дыхание лиственницы» он коротко описывает поездку на «Любови Орловой», уделяя большое внимание описанию своей жизни на судне и вспоминая актрису как старого друга.
Находясь на борту «Любови Орловой», он написал стихотворение о корабле.
В то время он не мог знать, что случится с этим кораблем, не мог знать, что корабль будет бесцельно дрейфовать в северной Атлантике, прежде чем опуститься на холодное темное дно океана.
Но его стихотворение оказалось пророческим.
Вся пучина слабо пульсирует,
Состоянье ей это свойственно.
И казалось, гипнотизирует
Это кажущееся спокойствие.
Что нас ждет? Океанская звездность,
Что, как весь этот мир, стара.
На рассвете в подводный космос
Нам уже погрузиться пора.
Добавить комментарий