Ситуация с промысловыми гидробионтами в дальневосточных морях пока стабильна
Аварийная ситуация, сложившаяся на японской атомной электростанции «Фукусима-1» встревожила жителей российского Дальнего Востока. С беспокойством и опасениями следят они все последние дни за направлением ветра, а теперь стали сомневаться в безопасности рубы и морепродуктов. Успокоить дальневосточников поспешили учёные авторитетного отраслевого НИИ – ТИНРО-Центра, выступившие с комментариями по безопасности морских биоресурсов. Что говорят специалисты рыбохозяйственной науки ДВ-РОСС сообщил пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов.
Основные районы традиционной российской рыбной ловли на Дальнем Востоке – Охотское море, российские воды Берингова и Японского морей радиацией не затронуты, промысел идёт в обычном режиме, отметил ведущий научный сотрудник лаборатории ресурсов Дальневосточных морей ТИНРО-Центра Владимир Тупоногов. В районе возможного загрязнения Тихого океана последствиями аварии значительного промысла российской стороной нет. Промысел сайры проходит намного севернее и то, начиная с летнего периода, а этот вид живет не более двух лет. Лемонема обитает слишком глубоко, а другие виды добываются и вовсе далеко от мест аварии. «Нам малопонятно, почему некоторые коллеги-учёные говорят о промысле неподалеку от места аварии, смешивая воедино территориальные воды Японии и открытые воды Тихого океана, то есть акватории в сотни километров», – недоумевающее заметил Владимир Николаевич.
Заведующий лабораторией промысловой океанографии Геннадий Хен рассказал о гидрологических особенностях дальневосточного региона и восточного побережья Японии:
— Вдоль тихоокеанского побережья Курильских островов с севера течёт морское течение Ояйсио, которое достигает острова Хоккайдо. Неподалеку от места происшествия оно встречается с течением Курасио и следует на восток в открытые воды Тихого океана. Уровень воды в Японском море выше Тихого океана почти на пять метров, поэтому через Сангарский пролив попадание вредных веществ в Японское море исключено. Что касается направлений ветров, то они дуют в этот период на восток и северо-восток. Воздушные массы из Японии в Приморье доходят довольно редко, и то только в летний период. Поэтому сейчас говорить об опасности для Приморья нет оснований.
Заведующий лабораторией прикладной экологии и токсикологии Михаил Симоконь отметил, что для того, чтобы вредные вещества накопились в мышцах рыбы, требуется немало времени. Период полураспада изотопов йода всего восемь часов. Тем более, что вероятности попадания опасного планктона в Японское море на данный момент нет благодаря гидрологическим спецификам этого района.
Научный сотрудник лаборатории прикладной экологии и токсикологии Галина Борисенко добавила: «На сегодняшний день не стоит говорить о радиоактивном заражении водных биоресурсов в открытых водах Тихого океана. Существует ведь значительное перераспределение того же цезия-137 в воздушной среде и в водной, в последней – за счёт активного перемешивания океанических вод, что в итоге приводит к малой концентрации опасных веществ. Чтобы содержание вредных веществ в покровных тканях рыб Тихого океана превысило допустимую санитарную норму, даже для пелагических рыб (обитателей верхних слоёв воды), необходим очень серьёзный и большой выброс».
Заместитель директора Базы исследовательского флота ТИНРО Игорь Зонн сообщил, что в настоящий момент на всех научно-исследовательских судах института есть приборы измерения радиационного фона, и если будет зафиксировано превышение нормы, то об этом будет немедленно извещено.
Учёные ТИНРО-Центра отметили, что обеспокоенность населения т безопасностью морских ресурсов сильно преувеличена: как известно, вся продукция, доставляемая российскими рыбаками на берег, проходит строгую экспертизу Роспотребнадзора и других контролирующих структур, поэтому вероятности того, что зараженный продукт попадёт на стол к дальневосточникам, практически нет.

Добавить комментарий