Top.Mail.Ru

Жил на свете капитан

В этом году 26 февраля исполнится 113 лет со дня рождения первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой.

А. И. Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на Камчатке, в семье рабочего. Первый раз увидела море подростком, когда вместе с матерью и братом отправились на рыбные промыслы, где работал отец. В 1925 году она поступила во Владивостокский водный техникум путей сообщения, передает ДВ — РОСС.

Из 200 подавших заявление, принято было 42 человека, и среди них —
три девушки. Правда из последних после года учебы осталась одна Анна Щетинина, а выпускные экзамены сдали только 18 человек.
В 1929 году, после окончания техникума, А. И. Щетинину направили на работу в Камчатское акционерное общество. Сначала она ходила матросом, а затем получила диплом штурмана малого плаванья.
В 1931 году группу торговых моряков-дальневосточников, а среди них и
А. И. Щетинину премировали поездкой в Москву и Ленинград. Тогда она впервые увидела город на Неве.
Следующая ее встреча с Ленинградом произошла в 1935 году, куда А. И. Щетинину, тогда уже помощника капитана, командировали с целью укомплектования команд для перегонки 12 закупленных за рубежом судов, из них два для Камчатского акционерного общества. Когда команды уже были укомплектованы, капитан, которому надлежало перегнать одно из судов на Дальний Восток, получил другое назначение. Неожиданно для всех на его место поставили Анну Ивановну, и вместе с командой она направилась в Гамбург, принимать купленный пароход «Хохенфельс», получивший новое имя — «Чавыча», по названию дальневосточной рыбы из породы лососевых.

«Чавыча» вышла из Гамбурга 15 июня 1935 года, направляясь в Петропавловск-на-Камчатке, с заходом в Одессу. Весь рейс, длившийся почти три месяца, широко освещался зарубежной прессой. 12 сентября судно прибыло в порт назначения. За отличное выполнение задания
А. И. Щетинина получила свою первую награду — орден Трудового Красного Знамени — и звание капитана дальнего плавания. Анне Ивановне было всего двадцать семь лет.
А когда 26 ноября 1937 года вышло постановление Совнаркома СССР об организации рыбного порта 1 разряда во Владивостоке, приказом, подписанным А. И. Микояном, на должность начальника порта назначили А. И. Щетинину. Правда еще до появления этого приказа Анна Ивановна обратилась с просьбой разрешить ей продолжить морское образование, оно было дано, но при условии организации практически на пустом месте рыбного порта.
Так А. И. Щетинина стала первым начальником этого порта во Владивостоке. Порт создавался постепенно, и когда он, наконец, заработал, Анна Ивановна поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) на судоводительский факультет, где, занимаясь по индивидуальному плану, за два года закончила четыре курса. Летом 1941 года ей представилась возможность поработать: надлежало перегнать из Лиепаи на Дальний Восток по Северному морскому пути судно «Вира». 17 июня оно вышло из Лиепаи, 21 июня пришвартовалась у Охтинского моста в Ленинграде, а утром следующего дня пришло известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Послевоенное фото
С началом войны практически все торговые суда использовались для военных нужд. По настойчивой просьбе А. И. Щетининой ее направили на судно «Сауле», на котором она проработала на Балтике до конца навигации. Осенью 1941 года моряков-дальневосточников эвакуировали через Ладогу сначала в Москву, а затем отправили на Дальний Восток.
К концу 1941 года во Владивостоке сосредоточился почти весь торговый флот СССР. Здесь суда ремонтировали, вооружали, готовили для переброски военных грузов из США и Канады на дальневосточное побережье и в Арктику. Находившейся пока в резерве А. И. Щетининой первое время пришлось трудиться в порту.
30 декабря 1941 года ее назначили капитаном парохода «Карл Либкнехт», а уже на следующий день оно отправилось в один из портов западного побережья США для ремонта. Переход в штормовую погоду, на старом судне (построен в Германии в 1899 г.) с наспех набранной командой, среди которых была половина непрофессионалов, длился 37 дней.
В тяжелых условиях начался и его капитальный ремонт.
Ремонт в Соединенных Штатах длился более трех месяцев, после чего «Карл Либкнехт» совершал регулярные рейсы между Америкой и Владивостоком. Правда, на мостке стоял уже другой капитан, так как А. И. Щетинина получила другое судно — «Родина». На нем Анна Ивановна совершила несколько рейсов в течение 1942 года, доставляя из США различные грузы.
В годы войны в США приступили к строительству транспортов проекта ЕС-2-S-CI, более известных как тип «Liberty». Один из них («Thomas Nast»), предназначавшийся для Советского Союза и получивший имя «Жан Жорес», 7 февраля 1943 года и доверили А. И. Щетининой. 22 февраля он вышел в первый рейс в Портланд. Годы работы на пароходе были богаты событиями. Приходилось штормовать, доставлять грузы, оказывать помощь терпящим бедствие судам.

За работу на флоте в период Великой Отечественной войны
А. И. Щетинину в 1942 году наградили орденом Ленина. Были среди ее наград и ордена Отечественной войны и «Красной звезды», а также медали
«За победу над Германией», «За победу над Японией».
По окончании войны А. И. Щетинина в 1946 году обратилась к руководству с просьбой предоставить ей возможность закончить высшее образование. Разрешение было получено, но в Балтийском пароходстве остро требовались опытные судоводители, и Анне Ивановне предложили повременить с учебой, и направили на должность капитана парохода «Днестр», обслуживавшего линию Ленинград — порты Дании. После него был «Белосток», которой она водила по линии Ленинград — Хельсинки — Стокгольм — Копенгаген. Учебу удалось завершить лишь в 1950 году, когда она получила диплом инженера-судоводителя в Ленинградском высшем мореходном училище (ЛВМУ). С 1951 года А. И. Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета. После объединения ЛВМУ в 1954 году с Высшим арктическим училищем было образовано Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ).
Еще будучи доцентом, А. И. Щетинина много времени уделяла методическим разработкам, по которым учатся и сейчас. Работая в ЛВИМУ, А. И. Щетинина осуществляла перегон судов с Балтики в Арктику. В 1960 году А. И. Щетинину направили во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ) имени адмирала Г. И. Невельского, где она возглавляла аттестационную комиссию. Училище остро испытывало недостаток в квалифицированных преподавательских кадрах и А. И. Щетинина приняла предложение пойти работать в ДВВИМУ.

В 1960–1961 учебном году она работала в должности доцента кафедры «Управление судном», одновременно продолжая заниматься методическими пособиями для курсантов. Помимо этого А. И. Щетинина в должности капитана судов «Орша», «Орехов», «Охотск» водила их на Кубу, вокруг Австралии, в Индию, в Африку.
Напряженную работу А. И. Щетинина сочетала с общественной деятельностью: в Дальневосточном филиале Географического общества, являлась членом советской делегации на всемирном конгрессе в Москве, депутатом Приморского Краевого Совета депутатов трудящихся.

С 1974 года А. И. Щетинина заведовала кафедрой «Управление судном и его техническая эксплуатация». В 1978 году ей присвоили звание почетного гражданина города Владивостока, она стала Героем Социалистического Труда, была избрана почетным членом Географического общества СССР, а в 1989 году — членом Дальневосточной ассоциации капитанов Дальнего Востока. С 1998 года Анна Ивановна — почетный член международной ассоциации морских капитанов.
Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина скончалась 25 сентября 1999 года во Владивостоке и была похоронена там же на мемориальном участке морского кладбища, рядом с братской могилой моряков героического крейсера «Варяг».

©Э. А. Бельская

А. И. Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на Камчатке, в семье рабочего. Первый раз увидела море подростком, когда вместе с матерью и братом отправились на рыбные промыслы, где работал отец. В 1925 году она поступила во Владивостокский водный техникум путей сообщения, передает ДВ — РОСС.

Из 200 подавших заявление, принято было 42 человека, и среди них —
три девушки. Правда из последних после года учебы осталась одна Анна Щетинина, а выпускные экзамены сдали только 18 человек.
В 1929 году, после окончания техникума, А. И. Щетинину направили на работу в Камчатское акционерное общество. Сначала она ходила матросом, а затем получила диплом штурмана малого плаванья.
В 1931 году группу торговых моряков-дальневосточников, а среди них и
А. И. Щетинину премировали поездкой в Москву и Ленинград. Тогда она впервые увидела город на Неве.
Следующая ее встреча с Ленинградом произошла в 1935 году, куда А. И. Щетинину, тогда уже помощника капитана, командировали с целью укомплектования команд для перегонки 12 закупленных за рубежом судов, из них два для Камчатского акционерного общества. Когда команды уже были укомплектованы, капитан, которому надлежало перегнать одно из судов на Дальний Восток, получил другое назначение. Неожиданно для всех на его место поставили Анну Ивановну, и вместе с командой она направилась в Гамбург, принимать купленный пароход «Хохенфельс», получивший новое имя — «Чавыча», по названию дальневосточной рыбы из породы лососевых.

«Чавыча» вышла из Гамбурга 15 июня 1935 года, направляясь в Петропавловск-на-Камчатке, с заходом в Одессу. Весь рейс, длившийся почти три месяца, широко освещался зарубежной прессой. 12 сентября судно прибыло в порт назначения. За отличное выполнение задания
А. И. Щетинина получила свою первую награду — орден Трудового Красного Знамени — и звание капитана дальнего плавания. Анне Ивановне было всего двадцать семь лет.
А когда 26 ноября 1937 года вышло постановление Совнаркома СССР об организации рыбного порта 1 разряда во Владивостоке, приказом, подписанным А. И. Микояном, на должность начальника порта назначили А. И. Щетинину. Правда еще до появления этого приказа Анна Ивановна обратилась с просьбой разрешить ей продолжить морское образование, оно было дано, но при условии организации практически на пустом месте рыбного порта.
Так А. И. Щетинина стала первым начальником этого порта во Владивостоке. Порт создавался постепенно, и когда он, наконец, заработал, Анна Ивановна поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) на судоводительский факультет, где, занимаясь по индивидуальному плану, за два года закончила четыре курса. Летом 1941 года ей представилась возможность поработать: надлежало перегнать из Лиепаи на Дальний Восток по Северному морскому пути судно «Вира». 17 июня оно вышло из Лиепаи, 21 июня пришвартовалась у Охтинского моста в Ленинграде, а утром следующего дня пришло известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Послевоенное фото
С началом войны практически все торговые суда использовались для военных нужд. По настойчивой просьбе А. И. Щетининой ее направили на судно «Сауле», на котором она проработала на Балтике до конца навигации. Осенью 1941 года моряков-дальневосточников эвакуировали через Ладогу сначала в Москву, а затем отправили на Дальний Восток.
К концу 1941 года во Владивостоке сосредоточился почти весь торговый флот СССР. Здесь суда ремонтировали, вооружали, готовили для переброски военных грузов из США и Канады на дальневосточное побережье и в Арктику. Находившейся пока в резерве А. И. Щетининой первое время пришлось трудиться в порту.
30 декабря 1941 года ее назначили капитаном парохода «Карл Либкнехт», а уже на следующий день оно отправилось в один из портов западного побережья США для ремонта. Переход в штормовую погоду, на старом судне (построен в Германии в 1899 г.) с наспех набранной командой, среди которых была половина непрофессионалов, длился 37 дней.
В тяжелых условиях начался и его капитальный ремонт.
Ремонт в Соединенных Штатах длился более трех месяцев, после чего «Карл Либкнехт» совершал регулярные рейсы между Америкой и Владивостоком. Правда, на мостке стоял уже другой капитан, так как А. И. Щетинина получила другое судно — «Родина». На нем Анна Ивановна совершила несколько рейсов в течение 1942 года, доставляя из США различные грузы.
В годы войны в США приступили к строительству транспортов проекта ЕС-2-S-CI, более известных как тип «Liberty». Один из них («Thomas Nast»), предназначавшийся для Советского Союза и получивший имя «Жан Жорес», 7 февраля 1943 года и доверили А. И. Щетининой. 22 февраля он вышел в первый рейс в Портланд. Годы работы на пароходе были богаты событиями. Приходилось штормовать, доставлять грузы, оказывать помощь терпящим бедствие судам.

За работу на флоте в период Великой Отечественной войны
А. И. Щетинину в 1942 году наградили орденом Ленина. Были среди ее наград и ордена Отечественной войны и «Красной звезды», а также медали
«За победу над Германией», «За победу над Японией».
По окончании войны А. И. Щетинина в 1946 году обратилась к руководству с просьбой предоставить ей возможность закончить высшее образование. Разрешение было получено, но в Балтийском пароходстве остро требовались опытные судоводители, и Анне Ивановне предложили повременить с учебой, и направили на должность капитана парохода «Днестр», обслуживавшего линию Ленинград — порты Дании. После него был «Белосток», которой она водила по линии Ленинград — Хельсинки — Стокгольм — Копенгаген. Учебу удалось завершить лишь в 1950 году, когда она получила диплом инженера-судоводителя в Ленинградском высшем мореходном училище (ЛВМУ). С 1951 года А. И. Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета. После объединения ЛВМУ в 1954 году с Высшим арктическим училищем было образовано Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ).
Еще будучи доцентом, А. И. Щетинина много времени уделяла методическим разработкам, по которым учатся и сейчас. Работая в ЛВИМУ, А. И. Щетинина осуществляла перегон судов с Балтики в Арктику. В 1960 году А. И. Щетинину направили во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ) имени адмирала Г. И. Невельского, где она возглавляла аттестационную комиссию. Училище остро испытывало недостаток в квалифицированных преподавательских кадрах и А. И. Щетинина приняла предложение пойти работать в ДВВИМУ.

Пароход «Жан Жорес», капитаном которого в годы Великой Отечественной войны
была А. И. Щетинина
В 1960–1961 учебном году она работала в должности доцента кафедры «Управление судном», одновременно продолжая заниматься методическими пособиями для курсантов. Помимо этого А. И. Щетинина в должности капитана судов «Орша», «Орехов», «Охотск» водила их на Кубу, вокруг Австралии, в Индию, в Африку.
Напряженную работу А. И. Щетинина сочетала с общественной деятельностью: в Дальневосточном филиале Географического общества, являлась членом советской делегации на всемирном конгрессе в Москве, депутатом Приморского Краевого Совета депутатов трудящихся.

С 1974 года А. И. Щетинина заведовала кафедрой «Управление судном и его техническая эксплуатация». В 1978 году ей присвоили звание почетного гражданина города Владивостока, она стала Героем Социалистического Труда, была избрана почетным членом Географического общества СССР, а в 1989 году — членом Дальневосточной ассоциации капитанов Дальнего Востока. С 1998 года Анна Ивановна — почетный член международной ассоциации морских капитанов.
Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина скончалась 25 сентября 1999 года во Владивостоке и была похоронена там же на мемориальном участке морского кладбища, рядом с братской могилой моряков героического крейсера «Варяг».

©Э. А. Бельская

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика